МАЛЫЙ МЕХМАТ МГУ

Кружок 5 класса

Руководитель Блинков Александр Давидович
2005/2006 учебный год

Разрезания и замощения (19.01 и 21.01)

1.
Начертите прямоугольник размером 4х6 клеток. Покажите, как его «замостить» трехклеточными уголками так, чтобы никакие два из них не образовывали прямоугольник. («Замостить» – покрыть без наложений и свободных клеток.)
2.
Разрежьте прямоугольник 3x9 на восемь квадратов.
3.
Покажите, как из нескольких одинаковых фигур в виде буквы «Г», состоящих из пяти клеток (см. рис.), составить квадрат.
4.
Покажите, как разрезать изображенный на рисунке прямоугольник с «дыркой» на пять различных фигур, состоящих из одинакового количества клеток.
5.
Старый фермер оставил двум сыновьям в наследство картофельное поле, имеющего форму фигуры, изображённой на рисунке. Как разделить это поле на два равных участка (по форме и по размерам)?
6.
Незнайка разрезал фигуру (см. рис.) на уголки из трех и из четырех клеток, нарисованные справа от неё. Сколько трёхклеточных уголков могло получиться?
Ответ. Могло получиться 2 или 6 уголков из трёх клеток (см. рисунок).

Дополнительные задачи

7.
Можно ли двумя ударами топора разрубить подкову (см. рис.) на шесть частей, не перемещая частей после удара?
Ответ. Можно:

8.
Из прямоугольника 3х9 вырезали две клетки (см. рис.). Разрежьте полученную фигуру на три части и сложите из них квадрат.
9.
Составьте прямоугольник из набора одинаковых шестиклеточных фигур (см. рис.)
10.
Покажите, как разрезать фигуру (см. рис.) на восемь равных частей пятью прямолинейными разрезами.