|
Кружок 8 класса
Руководитель Степан Львович Кузнецов 2012/2013 учебный год
Домашняя олимпиада, часть А
- 1.
-
На шахматной доске расставлены ладьи так, что в каждой вертикали и в каждой горизонтали стоит ровно одна ладья. Доску разбили на четыре равных квадрата. Незнайка посчитал число ладей в правом верхнем квадрате и вычел из него число ладей в левом нижнем квадрате. Какое число могло получиться у Незнайки в результате?
- 2.
-
Яблоко называется большим сладким, если при сравнении с каждым из остальных яблок на яблоне оно или больше, или слаще (или и то, и другое).
Аналогично определяется маленькое кислое яблоко. Так случилось, что на яблоне все яблоки — большие сладкие.
Докажите, что все яблоки на этой яблоне маленькие кислые.
- 3.
-
- а)
- В клетках квадрата 4×4 записаны целые числа так, что каждое число равно
среднему арифметическому чисел, стоящих в соседних с ним клетках (соседними считаются клетки, имеющие общую сторону). Обязательно ли все числа равны?
- б)
- В клетках бесконечного клетчатого листа записаны целые числа так, что каждое число
равно среднему арифметическому чисел, стоящих в соседних с ним клетках (по стороне). Обязательно ли все числа равны?
- 4.
-
В этой задаче рассматриваются любые фигурки, составленные из клеток клетчатой бумаги.
Фигурка может иметь дырки, но должна состоять лишь из одного куска, т.е. у шахматной ладьи должна быть возможность
добраться из любой клетки фигурки в любую другую её клетку.
Способы разбиения фигурки на доминошки, отличающиеся поворотом или симметрией, считаются различными. Например,
мы считаем, что квадратик 2×2 можно разбить на доминошки ровно двумя способами.
- а)
- Сколькими способами можно разбить на доминошки прямоугольник 2×3? 2×4?
- б)
- Докажите, что прямоугольник 2×5 можно разбить на доминошки ровно 8 способами.
- в)
- Сколькими способами можно разбить на доминошки прямоугольник 2×10?
- г)
- Придумайте фигурку, которую можно разбить на доминошки ровно 4; ровно 6; ровно 7 способами.
* * *
- 5.
-
а) Придумайте целое число, квадрат которого начинается с 99 девяток.
- 6.
-
Существует ли прямоугольный треугольник, в котором гипотенуза AB=10, а биссектриса CK=6?
- 7.
-
По шахматной доске гуляет маляр. Сейчас все клетки доски — белые.
Маляр, переходя из клетки в соседнюю (по стороне), перекрашивает её (из белого цвета — в чёрный, а из чёрного — в белый).
Может ли маляр гулять так, чтобы покрасить клетки в шахматном порядке?
* * *
- 8.
-
а) Незнайке дали квадратный лист картона и попросили вырезать из него 4 прямоугольных полоски размером 1×100 так,
чтобы стороны полосок были параллельны сторонам квадрата. Незнайка вырезал три полоски и говорит, что вырезать четвёртую уже невозможно. Может ли так быть?
- 5.
-
б) Верно ли, что для любой комбинации цифр найдётся целое число, квадрат которого начинается с этой комбинации цифр?
- 9.
-
Три друга играли в шахматы, причём все сыграли одинаковое число партий. Могло ли так случиться, что у первого больше всех побед, у второго меньше всех поражений, а у третьего больше всех очков? (За победу даётся 1 очко, за поражение 0 очков, а за ничью — 1/2).
* * *
- 8.
-
- б)
- Незнайке всё же удалось вырезать четвёртую полоску. Может ли он умудриться вырезать её так, что вырезать из этого листа пятую полоску будет уже невозможно?
- в)
- Допустим, Незнайка вырезал и пятую полоску. Может ли случиться так, что после этого будет невозможно вырезать шестую?
Не забудьте, что вырезать можно только полоски со сторонами, параллельными сторонам исходного квадрата.
* * *
- 10.
-
- а)
- Дано 7 натуральных чисел, больших 100. Верно ли, что среди них обязательно найдутся два числа, разность которых делится на 11?
- б)
- Дано 7 натуральных чисел, больших 100. Верно ли, что среди них обязательно найдутся два числа, разность или сумма которых делится на 11?
- 11.
-
Каждый из натуральных делителей числа n (за исключением самого числа n) возвели в квадрат, а затем все эти квадраты сложили. Получившаяся сумма оказалась равна 2n + 2. Чему могло быть равно число n?
- 12.
-
На доске написали четыре натуральных числа. Затем вычислили всевозможные попарные суммы этих чисел. Могло ли случиться, что все 10 получившихся сумм будут степенями числа 5? (т.е. числами вида 5n).
|