|
Занятие 2. Принцип Дирихле
Начнём с решения четвёртой задачи письменной работы. Напомним условие:
Выясним прежде всего, сколько существует различных наборов оценок, которые может получить школьник за три контрольные работы. За первую контрольную работу можно получить одну из четырёх оценок. В каждом из этих случаев за вторую работу можно получить одну
из четырёх оценок. Значит, оценки за две работы можно получить
4 · 4 = 16 способами. В каждом из этих
16 случаев можно получить одну из четырёх оценок за третью работу. Итого: 16 · 4 = 64 вариантов оценок за три работы.
Поэтому если бы все школьники получили различные наборы оценок, то общее число школьников не превышало бы 64.
А по условию их 65. Полученное противоречие показывает, что предположение было неверным, значит, какие-то два школьника получили одинаковые наборы оценок.
Приведённое рассуждение использует принцип Дирихле, одна из возможных формулировок которого следующая:
«Если в n клетках сидят более чем n кроликов,
то хотя бы в одной из клеток находится не менее двух кроликов.»
Несмотря на очевидность этого утверждения, его применение позволяет решать и более сложные задачи.
1. | Докажите, что если в классе 25 учеников, то непременно найдутся трое, которые отмечают свои дни рождения в одном месяце.
|
2. | В мешке лежат шарики трёх цветов: чёрные, белые и синие. Какое наименьшее число шариков нужно вынуть из мешка, чтобы среди них заведомо оказалось три одноцветных?
|
3. | В каждую клетку таблицы 3×3 записали одно из чисел –1, 0 или 1, а затем нашли суммы чисел в каждой строке, в каждом столбце и на каждой диагонали. Докажите, что среди полученных чисел имеются равные.
|
4. | В футбольном турнире в один круг (это значит, что каждая команда играет с каждой по одному разу) принимают участие 16 команд. Докажите, что в любой момент турнира найдутся две команды, сыгравшие одинаковое число матчей.
|
5. | В классе 25 учеников. Известно, что среди любых трёх из них двое дружат между собой. Докажите, что
есть ученик, у которого не менее 12 друзей.
|
6. | Аня, Боря, Вася, Галя, Даша и Егор собирали грибы. Больше всех грибов собрала Аня, а меньше всех — не Галя и не Даша. Верно ли, что девочки собрали грибов не меньше, чем мальчики?
|
7. | Числа от 1 до 64 расставили в клетках таблицы 8×8 (по одному в каждую клетку). Докажите, что найдутся две соседние (имеющих общую сторону) клетки, разность чисел в которых не менее 5.
|
8. | На квадратном столе со стороной 70 см лежит 100 квадратных салфеток со стороной 10 см. Докажите, что в стол можно вбить гвоздь, который проткнёт не менее трёх салфеток.
|
9. | Докажите, что из любых ста натуральных чисел можно выбрать несколько, сумма которых делится на 100.
|
10. | В ряд стоят 30 сапог: 15 правых и 15 левых. Обязательно ли среди них найдутся
а) 20; б) 10 подряд стоящих сапог, среди которых правых и левых поровну?
|
Занятие 2. Письменная работа (для новичков)
1. |
Аня, Боря, Вася, Галя, Даша и Егор собирали грибы. Больше всех
грибов собрала Аня, а меньше всех — не Галя и не Даша.
Верно ли, что девочки собрали грибов не меньше, чем мальчики?
|
2. |
Является ли точным квадратом число, десятичная запись которого
состоит из 1999 троек?
|
3. |
Даны две окружности и точка. Постройте отрезок, концы которого
лежат на данных окружностях, а середина —
в данной точке.
|
4. |
В каждую клетку таблицы 3×3 записали одно из чисел -1,
0 или 1, а затем
нашли суммы чисел в каждой строке, в каждом столбце и на каждой диагонали.
Докажите, что среди полученных чисел имеются равные.
|
5. |
Вася сказал, что поедет в воскресенье в лес, если не будет дождя и
хотя бы один из его друзей — Петя или Коля —
тоже поедет. Сформулируйте, в каком случае Вася не поедет в
воскресенье в лес.
|
6. | Может ли прямая, нарисованная на клетчатой бумаге, проходить ровно через два центра клеток?
|
7. | Может ли тень куба быть шестиугольной?
|
|