На этой странице размещены методические разработки, созданные ведущими преподавателями Малого мехмата для проведения математических кружков в общеобразовательных школах. Работа выполняется при финансовой поддержке Департамента образования г. Москвы.
Каждая методическая разработка состоит из пособия для руководителя кружка, сопровождаемого готовым к печати набором заданий для школьников. Задания свёрстаны в формате A5 и размещены по два на странице формата A4. Некоторые из них нужно печатать на двух сторонах — в таком случае они размещены на соседних страницах в файле. Все материалы представлены в виде PDF-файлов.
Дорогие школьники! Опубликованные здесь материалы предназначены в основном для преподавателей, ведущих математические кружки. Выдавать решения задач из методического комментария за свои собственные во время занятия кружка — это грубый обман, причём прежде всего не преподавателя, а самого себя. Помните, что истинная ценность — это самостоятельно решённая задача, а не «плюсик» в ведомости! В то же время, листочки с задачами, решения и комментарии к ним можно использовать для самообразования (например, в случаях, когда кружок недоступен). Это всячески приветствуется.
Методические разработки
Методические разработки «Малый мехмат — школе» представлены двумя линиями. Первая линия рассчитана на 4-летний, вторая — на 2½-летний курс. Мы рекомендуем выбрать одну из линий и следовать ей в порядке возрастания классов (при этом соответствие классам средней школы в значительной степени условно).
Линия 1:- для 5 класса (30 занятий), cоставители Д. А. Коробицын и Г. К. Жуков: задания для школьников, пособие для преподавателей;
- для 6 класса (30 занятий), составители Д. А. Коробицын и Г. К. Жуков: задания для школьников + ответы и комментарии;
- для 7 класса (30 занятий), составители Е. А. Асташов, Я. А. Верёвкин, А. А. Дейч, С. М. Саулин, А. В. Феклина:
- 1-я часть: задания для школьников; пособие для преподавателей;
- 2-я часть: задания для школьников; пособие для преподавателей.
- для 8–9 классов:
- 1-е полугодие (15 занятий), составители Е. А. Асташов и Д. А. Удимов: задания для школьников, пособие для преподавателей.
- 2-е полугодие (15 занятий), составители Е. А. Асташов, Я. А. Верёвкин, О. А. Манжина и Д. А. Удимов: задания для школьников, пособие для преподавателей.
- для 5–6 классов:
- 1-е полугодие (15 занятий), составители А. Л. Канунников, С. Л. Кузнецов и И. И. Осипов: задания для школьников, пособие для преподавателей;
- 2-е полугодие (15 занятий), составитель И. И. Осипов: задания для школьников, пособие для преподавателей.
- для 6–7 классов:
- 1-е полугодие (15 занятий), составители Н. П. Стрелкова и С. Л. Кузнецов: задания для школьников, пособие для преподавателей;
- 2-е полугодие (15 занятий), составители С. Л. Кузнецов и А. А. Оноприенко: задания для школьников, пособие для преподавателей, приложение: игра «математическая абака».
- для 8 классов, составитель А. Л. Канунников:
- 1-е полугодие (15 занятий): задания для школьников, пособие для преподавателей;
- 2-е полугодие (15 занятий): задания для школьников, пособие для преподавателей.
Иногда разумно проводить занятие не в обычном режиме «приёма и разбора задач», а в виде игры. Особенно это важно для кружков 5–6 классов. Мы предлагаем несколько наборов правил и подборок задач для проведения игровых занятий.
- Игра «Гонка вооружений» (составитель И. И. Осипов)
- Игра «Математический аукцион» — включена в методическую разработку Н. П. Стрелковой и С. Л. Кузнецова для 6–7 классов (см. выше)
- Игра «Математический футбол» для двух команд (проводилась на занятии кружка 7 класса под руководством В. А. Косоротовой в 2009/10 учебном году)
- Игра «Расскажи другу» (проводилась на занятии кружка 6 класса под руководством С. Л. Кузнецова 21.03.2015)