МАЛЫЙ МЕХМАТ МГУ

ЛЕКТОРИЙ МАЛОГО МЕХМАТА МГУ

Лекторий для школьников 9–11 классов был организован в октябре 1999 года по инициативе Малого мехмата МГУ, поддержанной Московским математическим обществом и Московским центром непрерывного математического образования. С 2020 по 2023 годы работа лектория была приостановлена.

В 2023/24 учебном году мы возобновили проведение научно-популярных лекций по субботам с 16 часов 45 минут до 18 часов 20 минут. Анонсы лекций 2025/26 учебного года будут публиковаться на этой странице.

Лекции

8 ноября 2025, 16:45 - 18:20, аудитория П-13 второго учебного корпуса МГУ

Валерий Валентинович Рыжиков

доктор физико-математических наук, профессор кафедры ТФФА механико-математического факультета МГУ

О равномерном распределении на отрезке [0, 1] дробных частей чисел √2 n

Кузнечик сидит на окружности и прыгает так, что снова оказывается на окружности, смещенным по часовой стрелке на A градусов. Кузнечик снова прыгает по часовой стрелке на такую же длину и повторяет аналогичным образом прыжки 2025 N раз. Пусть некоторая дуга имеет длину в 2025 раз меньшую, чем длина окружности. Верно ли, что для очень больших чисел N за 2025 N прыжков кузнечик побывает в этой дуге примерно N раз? Если число A иррационально, то ответ на этот вопрос положительный.

Регистрация на лекцию доступна до 11:00 6 ноября 2025 г.

Лекции проходят очно и рассчитаны на школьников 9-11 классов. Для посещения лекции нужна только регистрация в форме. Для прохода в здание необходимо взять паспорт или свидетельство о рождении.

Регистрироваться необходимо на каждую лекцию.

25 октября 2025, 16:45 - 18:20, аудитория П-13 второго учебного корпуса МГУ

Алексей Николаевич Попов

ассистент кафедры математического анализа механико-математического факультета

От развёртки до гомотетии: как одна задача объединяет геометрию

Представьте: у вас есть конструктор для создания объёмных фигур. На этой лекции мы узнаем, как из одной интересной идеи рождается целая семья геометрических задач. Разберём стереометрическую задачу с Московской математической олимпиады и увидим, как школьники находили к ней совершенно разные подходы. Окажется, что одну и ту же задачу можно решать через параллельность в пространстве и дополнительные построения, использовать координаты, делать развёртки или применять симметрию и гомотетию.

18 октября 2025, 16:45 - 18:20, аудитория П-13 второго учебного корпуса МГУ

Богдан Алексеевич Порошин

аспирант кафедры дискретной математики

Вычисление квадратных корней и немного об античной астрономии

При решении квадратных уравнений мы часто встречаемся с выражениями вида √2, √5, и остаёмся удовлетворёнными полученными ответами. Но правда ли мы таким образом решили уравнение? Может ли инженер найти на линейке деление с отметкой √7? Как залить в бак 5+√17 литров бензина? Вопрос о непосредственном вычислении квадратных корней (и не только их) обычно остаётся за рамками школьного курса математики. Мы рассмотрим различные алгоритмы извлечения квадратных (и не только) корней. Напоследок, обсудим, как с помощью нехитрых вычислений, элементарной тригонометрии и подобных треугольников можно вычислить расстояние от Земли до Солнца и Луны.

11 октября 2025, 16:45 - 18:20, аудитория П-13 второго учебного корпуса МГУ

Букин Дмитрий Борисович

старший преподаватель кафедры математического анализа, учитель математики Лицея "Вторая школа" имени В.Ф.Овчинникова

Геометрическое вычисление суммы одного известного ряда

Возможно, вам доводилось слышать, что сумма чисел, обратных к последовательным квадратам натуральных, равна π/6. Мы докажем этот факт пользуясь (в основном) школьной программой и покажем, как проявляется привычный геометрический смысл числа π в таком, казалось бы, неожиданном контексте.

4 октября 2025, 16:45 - 18:20, аудитория П-13 второго учебного корпуса МГУ

Кошелев Михаил Михайлович

аспирант кафедры математической статистики, кандидат физико-математических наук, тренер команд МГУ по спортивному программированию

Теория графов: от Эйлера до современности

На лекции будет рассказано об одном из самых удивительных разделов современной науки — теории графов. Наука эта удивительна в первую очередь тем, что большая часть задач в ней будет понятна достаточно сообразительному старшекласснику, но при этом многие из этих задач оказываются настолько сложными, что до сих пор не покорились ученым. В лекции мы обсудим: можно ли составить идеальный маршрут по мостам Калининграда, как оптимально взламывать сейф, сколько нужно цветов, чтобы правильным образом покрасить карту мира, за что математики готовы заплатить 1000000$ и, главное, как все эти вещи связаны между собой.