МАЛЫЙ МЕХМАТ МГУ | |||||||
Популярные лекции по математике
Лекция 1 (420) 16.09.2017 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2». Композиции булевых функций, полные и предполные классы функцийМонотонные, самодвойственные, линейные, сохраняющие ноль, сохраняющие единицу — таковы пять предполных классов булевых функций. Узнали, что такое многочлен Жегалкина, дизъюнктивная нормальная форма, стрелка Пирса и штрих Шеффера. Доказали теорему Поста: любой набор, Есть видеозапись: Лекция 2 (421) 23.09.2017 Сергей Борисович ГАШКОВ, профессор кафедры дискретной математики мехмата МГУ, автор книг «Арифметика. Алгоритмы. Сложность вычислений», «Элементарное введение в эллиптическую криптографию», «Криптографические методы защиты информации», «Современная элементарная алгебра в задачах и упражнениях», «Системы счисления и их применения». Два отрицания, конъюнкции и дизъюнкции. Четырёхмерный кубПри помощи конъюнкций, дизъюнкций и всего лишь двух отрицаний можно построить все булевы функции трёх переменных. Доказательство основано на том, что при помощи двух отрицаний, конъюнкций и дизъюнкций сначала строим симметрические функции, а затем легко завершаем доказательство. Что такое двоичный многомерный куб? Как его рисовать, как на нём наглядно изображать булевы функции Советую посмотреть рассказ о двоичном сумматоре. Есть видеозапись: Лекция 3 (422) 30.09.2017 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2». Комплексные числа и кватернионыЧто такое модуль и аргумент комплексного числа, как использовать умножение и сложение комплексных чисел для описания поворотной гомотетии плоскости? Как выразить произведение кватернионов через скалярное и векторное произведение векторов? Как произведение кватернионов помогает в доказательстве теоремы Лагранжа о представимости любого натурального числа Есть видеозапись: Лекция 4 (423) 7.10.2017 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2». Комплексные числа и кватернионы, а также о причёсывании ёжаПоворот пространства вокруг данной оси, проходящей через начало координат, легко записать при помощи умножения кватернионов. Обсудили углы Эйлера, умножение матриц, векторные поля, касательные к окружности, сфере и трёхмерной сфере, Есть видеозапись: Лекция 5 (424) 14.10.2017 Илья Дмитриевич ШКРЕДОВ, ведущий научный сотрудник Математического института имени В.А. Стеклова, профессор кафедры динамических систем мехмата МГУ. Суммы и произведенияСуммой Гипотеза сумм и произведений до сих пор Есть видеозапись: Лекция 6 (425) 21.10.2017 Александр Ханиевич ШЕНЬ, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН и LIRMM (Монпелье, Франция), автор многих брошюр и книг для школьников и студентов: «Геометрия в задачах», «Программирование: теоремы и задачи», «Вероятность: примеры и задачи», «Игры и стратегии с точки зрения математики», «Математическая индукция», «Простые и составные числа», Непостроимость середины отрезка одной линейкойНа плоскости нарисована окружность. Можно ли одной линейкой построить её центр? Давид Гильберт думал, что нельзя. Доказал он это при помощи центральной (стереографической) проекции, которая переводит окружность в себя, а центр переводит Другими словами, можно ли при помощи одной только линейки разделить отрезок пополам? Что такое построение одной линейкой? (Или одним циркулем, или циркулем и линейкой?) Как доказать невозможность деления отрезка пополам одной линейкой? Есть видеозапись: Лекция 7 (426) 28.10.2017 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2». Количество пересечений, или Вероятности и графыДля любого натурального числа V, отличного от 1 При помощи формулы Эйлера доказали, что количество пересечений (позволяем в каждой точке пересекаться Затем доказали, что если E ≥ 4V, то количество пересечений Из неравенства для количества пересечений вывели неравенство Семериди—Троттера о количестве инциденций Есть видеозапись: Лекция 8 (427) 11.11.2017 Сергей Борисович ГАШКОВ, профессор кафедры дискретной математики мехмата МГУ, автор книг «Арифметика. Алгоритмы. Сложность вычислений», «Элементарное введение в эллиптическую криптографию», «Криптографические методы защиты информации», «Современная элементарная алгебра в задачах и упражнениях», «Системы счисления и их применения». Знакомые и незнакомыеВ 1960 году на Московской математической олимпиаде была такая задача. Собрались n человек. Некоторые из них знакомы между собой, причём каждые два знакомых не имеют общих знакомых, а каждые два незнакомых имеют ровно двух общих знакомых. Докажите, что каждый из них знаком с одним и тем же числом человек. Она широко известна и несложно решается, но при этом остаётся невыясненным, при каких n существуют такие компании? Очевидно, при В 2012 году на той же Московской олимпиаде была предложена похожая задача. Собрались n человек. Каждые два имеют ровно двух общих знакомых. Докажите, что каждый из них знаком с одним и тем же числом человек. Вот ещё одна похожая задача. Собрались n человек. Некоторые из них знакомы между собой, причём каждые два знакомых И в этих задачах вопрос о том, при каких n существуют такие компании, тоже оказался непростым. Есть видеозапись: Лекция 9 (428) 18.11.2017 Даниил Владимирович МУСАТОВ, доцент кафедры дискретной математики Московского физико-технического института. Сюрреальные числа КонвеяРассказ о книге Конвея «On numders and games». Советую книгу «Комбинаторная теория игр» Пьера Деорнуа и статью А. Кириллова, И. Клумовой и А. Сосинского «Сюрреальные числа Конвея». Есть видеозапись: Лекция 10 (429) 25.11.2017 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2». Формула ЭйлераДоказали формулу Эйлера о количестве вершин, рёбер и граней выпуклого многогранника. Доказали, что при любом разрезании многоугольника, Есть видеозапись: Лекция 11 (430) 2.12.2017 Александр Ханиевич ШЕНЬ, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН и LIRMM (Монпелье, Франция), автор многих брошюр и книг для школьников и студентов: «Геометрия в задачах», «Программирование: теоремы и задачи», «Вероятность: примеры и задачи», «Игры и стратегии с точки зрения математики», «Математическая индукция», «Простые и составные числа», Теорема о промежуточном значении и количество оборотов кривой вокруг точкиНепрерывная функция, принимающая на концах отрезка Есть видеозапись: Лекция 12 (431) 9.12.2017 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2». Формула Эйлера (окончание)Из формулы Эйлера о количестве вершин, рёбер и граней выпуклого многогранника вывели, что если граф можно нарисовать на плоскости так, чтобы рёбра пересекались только в случаях, когда они выходят из одной вершины, то его можно распрямить, то есть так непрерывно продеформировать рёбра, непрерывно передвигая при необходимости и вершины, чтобы у полученного в результате графа все рёбра были бы отрезками (теорема Фари); для любых двух непересекающихся конечных множеств точек плоскости, объединение которых выпуклый многогранник недеформируем, то есть полностью определяется своими гранями; ежа нельзя причесать Есть видеозапись: Лекция 13 (432) 16.12.2017 Светлана Анатольевна БУРЛАК, доктор филологических наук, профессор Российской академии наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, старший научный сотрудник кафедры теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ имени Самодостаточные лингвистические задачиЛингвистику не проходят в школе, поэтому многие думают, что занимается она прежде всего теми правилами, которые в школе учат Лингвистическая задача даёт возможность некоторые из таких законов обнаружить очень Лекция 14 (433) 10.02.2018 Александр Чедович ПИПЕРСКИ, германист, научный сотрудник и преподаватель Высшей школы экономики, доцент Института лингвистики РГГУ, кандидат филологических наук, автор книги «Конструирование языков: от эсперанто до дотракийского», один из редакторов-составителей книги «Лингвистика для всех. Летние лингвистические школы 2009—2011», лауреат премии «Просветитель». Измерение расстояний между текстамиЧто значит фраза «тексты похожи»? Скорее всего, имеется в виду, что в этих текстах встречаются одни и те же слова с примерно одинаковыми частотами. Мы обсудили: Есть pdf-конспект лекции и такого же содержания pptx-файл. Есть видеозапись: Лекция 15 (434) 17.02.2018 Павел Александрович КОЖЕВНИКОВ, доцент Московского физико-технического института, сотрудник Лаборатории популяризации и пропаганды математики Математического института имени Счётчики и расстояния в графахРассказ об одноимённой статье «Кванта». Есть видеозапись: Лекция 16 (435) 24.02.2018 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2». Пари для простаковВ пятом номере «Кванта» 1987 года в статье П.А. Певзнера «Лучшее пари для простаков» рассказано о формуле Конвея, которая для любых двух разных слов A и B одинаковой длины, состоящих из букв Для каждого более чем двухбуквенного слова можно указать более выгодное слово такой же длины. Есть видеозапись: Лекция 17 (436) 3.03.2018 Сергей Владимирович КОНЯГИН, академик Российской академии наук, заведующий отделом теории чисел Математического института имени Суммы и произведения (по модулю)Лекция является продолжением лекции Ильи Дмитриевича Шкредова, прочитанной 14.10.2017. Есть видеозапись: Лекция 18 (437) 10.03.2018 Александр Игоревич БУФЕТОВ, ведущий научный сотрудник Математического института имени Интерполяционная формула Лагранжа. Теорема ВиетаКак найти многочлен, принимающий в данных точках данные значения? Как найти коэффициенты многочлена, зная его корни и старший коэффициент? Есть видеозапись: Лекция 19 (438) 17.03.2018 Юрий Михайлович БУРМАН, доцент факультета математики Высшей школы экономики и преподаватель Независимого московского университета, кандидат физико-математических наук. Перестановки и графы на поверхностяхЕсть неожиданная связь между кратчайшими способами расставлять книги на книжной полке и кругами с деревьями. Точнее, «на более математическом Есть видеозапись: Лекция 20 (439) 24.03.2018 Сергей Борисович ГАШКОВ, профессор кафедры дискретной математики мехмата МГУ, автор книг «Арифметика. Алгоритмы. Сложность вычислений», «Элементарное введение в эллиптическую криптографию», «Криптографические методы защиты информации», «Современная элементарная алгебра в задачах и упражнениях», «Системы счисления и их применения». Числа Стирлинга. Числа Белла. Треугольник ПирсаВ терминах размещений шаров по ящикам легко сформулировать 12 разных комбинаторных задач. Самые важные из них приводят к простейшим комбинаторным числам: размещениям, перестановкам и сочетаниям. Узнали, как треугольник Пирса помогает вычислять числа Белла. Есть видеозапись: Лекция 21 (440) 31.03.2018 Станислав Валерьевич ШАПОШНИКОВ, профессор кафедры математического анализа мехмата МГУ и Высшей школы экономики, лектор Независимого московского университета, лауреат премии правительства Москвы для молодых учёных. Монета и равномерное распределениеСлучайность и вероятность. Моделирование бросания правильной монеты. Равномерно распределенные последовательности. Есть видеозапись: Лекция 22 (441) 7.04.2018 Андрей Михайлович РАЙГОРОДСКИЙ, доктор физико-математических наук. Остроугольные треугольникиДмитрий Захаров, будучи учеником 10-го класса, построил пример множества точек в n-мерном пространстве, в котором Советую популярную статью. Есть видеозапись: Лекция 23 (442) 14.04.2018 Станислав Валерьевич ШАПОШНИКОВ, профессор кафедры математического анализа мехмата МГУ и Высшей школы экономики, лектор Независимого московского университета, лауреат премии правительства Москвы для молодых учёных. Равномерное распределение и непрерывные функцииКритерий Вейля равномерной распределённости последовательности вещественных чисел на отрезке. Теорема Вейерштрасса о приближении непрерывной функции многочленами. Для понимания необходимо знать лекцию 440 (31 марта 2018 года), в частности, что такое среднее значение и дисперсия случайной величины, а также закон больших чисел Чебышёва. Есть видеозапись: Лекция 24 (443) 21.04.2018 Сергей Владимирович ДВОРЯНИНОВ, кандидат физико-математических наук, доцент, автор статей журналов «Квант», «Потенциал», «Фрактал», «Математическое образование», «Математика в школе», «Математика для школьников», «Физика для школьников», «Математика», «Квантик». Фазовый портрет маятника. Перевалы. Эллипсоиды и сферы. Эффект Джанибекова. Вселенная ФридманаРассказ о книге В.И. Арнольда «Математическое понимание природы». Показаны опыты с движущимися и летающими моделями и дано математическое толкование наблюдаемых явлений. Советую прочитать статью в первом номере «Кванта» 2017 года. Есть видеозапись: Лекция 25 (444) 12.05.2018 Александр Чедович ПИПЕРСКИ, германист, научный сотрудник и преподаватель Высшей школы экономики, доцент Института лингвистики РГГУ, кандидат филологических наук, автор книги «Конструирование языков: от эсперанто до дотракийского», один из редакторов-составителей книги «Лингвистика для всех. Летние лингвистические школы 2009—2011», лауреат премии «Просветитель». Как и зачем считать частотность слов в текстах?Каждый из нас интуитивно понимает, что бывают слова частые и редкие. Это знание вполне можно применить на Есть pdf-конспект лекции и такого же содержания pptx-файл. Есть видеозапись: Лекция 26 (445) 19.05.2018 Даниил Владимирович МУСАТОВ, кафедра дискретной математики Московского физико-технического института. Пропорциональные правила представительстваПусть некоторые группы должны быть представлены в парламенте пропорционально некоторым величинам. Это могут быть, например, партии и голоса на выборах, или регионы и население. Обычно число мест в парламенте фиксировано, так что доли неизбежно придётся округлять. Но каким образом? На этот счёт есть несколько неэквивалентных правил, каждое из которых имеет свои недостатки. Мы подробно изучим эти правила и возникающие при их использовании парадоксы, а также докажем теорему о том, что идеального правила Есть видеозапись: Советую статью Валерия Фёдоровича Пахомова «Демократия с точки зрения математики» («Квант», 9 и 10 номера 1992 года). |
|
||||||
|