МАЛЫЙ МЕХМАТ МГУ | |||||||
Популярные лекции по математике
Лекция 1 (316) 21.09.2013 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата, МЦНМО и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Поля алгебраических чисел. АвтоморфизмыВ начале XIX века француз Эварист Галуа Лекция 2 (317) 28.09.2013 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата, МЦНМО и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Разбиения чисел на слагаемыеКоличество разбиений данного натурального числа на попарно различные слагаемые равно количеству разбиений на нечётные слагаемые. Количество разбиений на чётное количество различных слагаемых либо вовсе Лекция 3 (318) 5.10.2013 Виктор Васильевич ПРАСОЛОВ, автор книг «Задачи по планиметрии», «Задачи по арифметике, алгебре и анализу». Сопряжённые числа, длины биссектрис, многочлены Чебышёва и ещё пара сюжетовЛекция состояла из нескольких отдельных сюжетов: сопряжённые числа и уравнение Пелля; теорема Сильвестра о том, что если на плоскости дано конечное множество точек, не лежащее ни на какой прямой, то среди этих точек можно найти хотя бы две такие, что на проведённой через них прямой нет больше ни одной точки рассматриваемого множества. Было доказано, что если площадь любого треугольника с вершинами в точках некоторого конечного множества Наконец, было дано определение многочленов Чебышёва, выведена рекуррентная формула и доказано, что именно многочлены Чебышёва дают ответ в задаче о поиске наименее уклоняющегося от нуля на данном отрезке многочлена данной степени и с данным старшим коэффициентом. Есть видеозаписи: Лекция 4 (319) 12.10.2013 Дмитрий Владимирович ГЕОГИЕВСКИЙ, заместитель декана механико-математического факультета МГУ, профессор кафедры механики композитов. Математика в Московском университетеВ рамках «Фестиваля науки» Дмитрий Владимирович Георгиевский выступил перед школьниками и их родителями. Лекция 5 (320) 19.10.2013 Андрей Михайлович РАЙГОРОДСКИЙ, сотрудник кафедры математической статистики и случайных процессов мехмата МГУ, доктор физико-математических наук, автор брошюры «Хроматические числа» и обзора «Проблема Борсука и хроматические числа метрических пространств» (Успехи математических наук, том 56, номер 1, страницы 107-146). Разбиения фигур и тел на части меньшего диаметраРассмотрим ограниченную фигуру на плоскости. Диаметр В первой части лекции по индукции доказано, что количество диаметров любого конечного множества точек плоскости не превосходит количества рассматриваемых точек. Затем (тоже по индукции) при помощи этого утверждения доказано, что любое состоящее более чем из одного элемента конечное множество точек можно разбить на три подмножества меньших диаметров. Каждую фигуру диаметра 1 можно поместить в квадрат со Задачей о разрезании тел (шаров, многогранников и тому подобного) на дольки меньшего диаметра естественно заниматься и в пространстве. Более того, можно рассматривать её в пространстве произвольной размерности. Впервые её в общем виде сформулировал Борсук, который поставил знаменитый вопрос: «Верно ли, что всякое ограниченное Такая лекция уже была прочитана в 2004 году. Но появилось довольно много интересных новых результатов! Есть видеозапись: Лекция 6 (321) 26.10.2013 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата, МЦНМО и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Максимумы и минимумыВыяснили, как можно искать наибольшие и наименьшие значения функций. Ввели понятие производной и вычислили производные многочленов и некоторых других функций. Лекция 7 (322) 2.11.2013 Иван Владимирович АРЖАНЦЕВ, доктор физико-математических наук, профессор механико-математического факультета МГУ и Независимого Московского университета. Базисы ГрёбнераОб алгоритмических методах решения систем полиномиальных уравнений. Известная теорема Абеля утверждает, что корни типичного многочлена от одной переменной степени пять или выше Лекция 8 (323) 9.11.2013 Анна Владимировна ДЫБО, тюрколог, член-корреспондент РАН, доктор филологических наук. Родственные связи языков РоссииМожете посмотреть слайды лекции. Полезно почитать:«Языки народов России»; учебник «Сравнительно-историческое языкознание» С.А. Бурлак и С.А. Старостина и сайт «Лингвистика для школьников». Лекция 9 (324) 16.11.2013 Илья Павлович ВАЙЦМАН, программист. Надёжное хранение информацииКак надёжно и дёшево хранить большие объёмы информации? Эта практическая задача очень важна. Способы её решения были обсуждены на лекции. Лекция 10 (325) 23.11.2013 Александр Николаевич ОШКИН, ассистент кафедры сейсмометрии и геоакустики геологического факультета МГУ,кандидат физико-математических наук. Математика в геофизикеЧто такое геофизика? Каким образом учёные узнают о внутреннем строении Земли? Какую роль в этом процессе играет математика? Что такое прямые и обратные задачи? Как можно использовать математическое моделирование? Ответам на эти и многие другие вопросы посвящена лекция о геофизике — науке о Земле. Лекция 11 (326) 30.11.2013 Светлана Анатольевна БУРЛАК, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН и филологического факультета МГУ, член оргкомитета Московской олимпиады по лингвистике и математике, автор многих олимпиадных задач по лингвистике. Самодостаточные лингвистические задачиЛингвистику не проходят в школе, поэтому многие думают, что занимается она прежде всего теми правилами, которые в школе учат Лингвистическая задача даёт возможность некоторые из таких законов обнаружить очень Советую прочитать условия задач. Лекция 12 (327) 7.12.2013 Владимир Валентинович ВОЕВОДИН, заместитель директора НИВЦ МГУ, член-корреспондент РАН. Суперкомпьютеры: незаменимые и незаметные гигантыРассказ о том, почему один компьютер может весить больше тонны и занимать огромный зал, почему такие гиганты существуют рядом с нами, а мы об этом и не подозреваем, и почему такие электронные монстры нам всем крайне необходимы в обычной жизни. Эта Лекция 13 (328) 14.12.2013 Павел Юрьевич ПЛЕЧОВ, профессор кафедры петрологии геологического факультета МГУ, доктор геолого-минералогических наук. Физика магмыИз чего состоит магма? Почему она иногда появляется на поверхности? Сколько времени могут жить лавовые озера? Чего следует бояться при извержении вулканов? Можете посмотреть слайды лекции. Лекция 14 (329) 8.02.2014 Сергей Владимирович ДВОРЯНИНОВ, кандидат физико-математических наук, доцент, автор статей журналов «Квант», «Потенциал», «Фрактал», «Математическое образование», «Математика в школе», «Математика для школьников», «Физика для школьников», «Математика», «Квантик». Что такое бифуркация?На уроках математики решают задачи с параметрами. При изменении параметра корни могут появляться или исчезать. В физике изучают положения равновесия. Пример — детские качели. «Нелинейные» качели интереснее обычных: при разных значениях параметра может быть разное количество положений равновесия — устойчивых и неустойчивых. Подобные явления называют бифуркациями. О них можно прочитать в статьях «Об одном математическом случае», («Квант», № 4-5, 2005 год), «Два слова о колодце (и не только о нём)» («Квант», № 1, 2013 год). Есть видеозапись: Лекция 15 (330) 15.02.2014 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата, МЦНМО и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Площади и объёмыЧто такое площадь? Объём? Что такое площадь поверхности? Как вычислить объём шара и площадь сферы? А площадь поверхности и объём любого тела, полученного вращением фигуры вокруг некоторой прямой? Лекция 16 (331) 22.02.2014 Сергей Владимирович ДВОРЯНИНОВ, кандидат физико-математических наук, доцент, автор статей журналов «Квант», «Потенциал», «Фрактал», «Математическое образование», «Математика в школе», «Математика для школьников», «Физика для школьников», «Математика», «Квантик». ИтерацииКорни уравнения x = f(x) называют неподвижными точками Лекция 17 (332) 1.03.2014 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата, МЦНМО и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Перемещения плоскостиКакие бывают перемещения плоскости? Что такое параллельный перенос, поворот, скользящая симметрия? Как найти композицию двух осевых симметрий с параллельными осями? А если оси пересекаются? Как любую перестановку представить в виде композиции двух инволюций? Лекция 18 (333) 15.03.2014 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата, МЦНМО и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Группы перемешений и геометрии, в малом совпадающие с плоскостьюЧто такое равномерно-разрывная группа перемещений? Что такое геометрия, в малом совпадающая с плоскостью? Это продолжение лекции, состоявшейся 1 марта 2014 года. Лекция 19 (334) 22.03.2014 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата, МЦНМО и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Суммы квадратовКакие числа представимы в виде суммы квадратов двух целых чисел? Лекция 20 (335) 29.03.2014 Андрей Михайлович РАЙГОРОДСКИЙ, доктор физико-математических наук, профессор кафедры математической статистики механико-математического факультета МГУ, заведующий кафедрой дискретной математики факультета инноваций и высоких технологий МФТИ, руководитель исследовательского отдела в Яндексе, автор брошюр «Вероятность и алгебра в комбинаторике», «Остроугольные треугольники Данцера-Грюнбаума», «Хроматические числа», «Проблема Борсука», «Линейно-алгебраический метод в комбинаторике», «Системы общих представителей в комбинаторике и их приложения в геометрии», «Модели случайных графов» и «Гипотеза Кнезера и топологический метод в комбинаторике». Системы представителейПредставим себе такую ситуацию. В некоторую организацию одновременно приехали с визитом несколько иностранцев — скажем, англичанин, француз, японец и венгр. Каждый из них умеет говорить только на своем родном языке. Желая должным образом принять гостя, организация стремится послать на встречу с ним одного из своих сотрудников, который бы владел соответствующим языком и, тем самым, помог визитёру сориентироваться в незнакомом городе (на наёмных переводчиков денег жалко). Допустим, нашлись как сотрудники, знающие английский, так и сотрудники, говорящие по-венгерски, и так далее. Однако организация В общем случае поставленная задача весьма нетривиальна. Иногда её называют задачей о системах представителей, что вполне естественно. Она нашла многочисленные применения в математике. (Умение решать её позволяет даже повысить вероятность выигрыша в некоторых лотереях!) Есть видеозапись: Лекция 21 (336) 5.04.2014 Иван Леонидович МАЗУРЕНКО, старший научный сотрудник лаборатории проблем теоретической кибернетики механико-математического факультета МГУ, кандидат физико-математических наук, автор патентов РФ и США по распознаванию и цифровой обработке сигналов и изображений. Цифровая обработка и распознавание речевых сигналовВ основе цифровой обработки сигналов лежит теорема Котельникова о том, что если аналоговый сигнал имеет ограниченный по ширине спектр, то он может быть восстановлен однозначно и без потерь по взятым с достаточно большой частотой его отсчётам. Речевые сигналы предназначены для их восприятия человеком, слуховой аппарат которого способен воспринимать лишь ограниченный диапазон частот. Поэтому любой речевой сигнал можно без потери информации представить в виде набора действительных чисел. В основе распознавания речи лежит задача сравнения двух таких речевых сигналов, имеющих, вообще говоря, разную длину. Для вычисления расстояния между такими сигналами используют метод динамического программирования (принцип оптимальности Беллмана), реализованный в виде классических алгоритмов динамического искажения времени (Винцюк, 1968) и поиска оптимального пути в вероятностном автомате (Витерби, 1967). Лекция 22 (337) 12.04.2014 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата, МЦНМО и ДНТТМ, с 1992 по 2013 Математические рисункиБыли показаны при помощи проектора и компьютера очень красивые чертежи. Лекция 23 (338) 19.04.2014 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата, МЦНМО и ДНТТМ, с 1992 по 2013 ИнверсияОсновные свойства инверсии и её применения. |
|
||||||
|