МАЛЫЙ МЕХМАТ МГУ | |||||||
Популярные лекции по математике
Лекция 1 (366) 19.09.2015 Илья Валерьевич ЩУРОВ, кандидат физико-математических наук, доцент Высшей школы экономики. Канторово множество и подкова СмейлаМожно ли предсказать будущее, если оно задаётся простыми математическими формулами? Оказывается, Советую прочитать статью А.Ю. Котовой и Ю.С. Ильяшенко. Есть видеозапись: Лекция 2 (367) 26.09.2015 Александр Николаевич БАРУЛИН, институт языкознания Российской академии наук. Восхождение к языкуКак произошёл переход от системы коммуникаций животных к человеческому языку? Когда это происходило? Лекция 3 (368) 3.10.2015 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Параллельные многоугольникиТри выпуклых многоугольника расположены следующим способом: вершин у них поровну, стороны третьего многоугольника соответственно параллельны сторонам первого, второй многоугольник описан вокруг первого, а Лекция 4 (369) 10.10.2015 Владимир Николаевич ЧУБАРИКОВ, исполняющий обязанности декана механико-математического факультета МГУ имени Математика в Московском университетеОб истории отечественной математики, о связи между научным и образовательным процессами, «чистой» и прикладной математиками. Охарактеризованы основные направления в математическом образовании. Лекция в рамках Фестиваля науки. Лекция 5 (370) 17.10.2015 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Сложение фигур и неравенство Брунна-МинковскогоРассмотрим середины отрезков, один конец каждого из которых принадлежит одной фигуре, а другой принадлежит другой фигуре. Множество середин будем называть полусуммой фигур. Как связана площадь полусуммы двух ограниченных выпуклых с площадями самих этих фигур? Можно задать и более общий вопрос. Вместо середины у каждого из отрезков рассмотрим точку, которая делит отрезок в некотором данном отношении. Как связаны между собой площади исходных фигур с площадью фигуры, образованной такими точками? Из неравенства Брунна-Минковского легко вывести, что из всех выпуклых фигур данного периметра наибольшую площадь имеет круг. Есть видеозапись: «Сложение фигур и неравенство Брунна-Минковского». Лекция 6 (371) 17.10.2015 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Замечательное свойство трапецииТочка пересечения продолжений боковых сторон трапеции, точка пересечения диагоналей и середины оснований трапеции лежат на одной прямой. Это доказано на лекции пятью разными способами, в том числе Советую посмотреть курс Владимира Натановича Дубровского «Геометрия и английский язык». Лекция 7 (372) 24.10.2015 Александр Ханиевич ШЕНЬ, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН и LIRMM (Монпелье, Франция), автор многих брошюр и книг для школьников и студентов: «Геометрия в задачах», «Программирование: теоремы и задачи», «Вероятность: примеры и задачи», «Игры и стратегии с точки зрения математики», «Математическая индукция», «Простые и составные числа», Гармонический ряд и ряд обратных квадратов. Бесконечно большие и бесконечно малые числаДогонит ли Ахиллес черепаху? Равно ли число 1 числу 0,9999...? Бывают ли бесконечно малые и бесконечно большие числа? Как сложить бесконечно много чисел? На эти вопросы отвечают в «математическом анализе», и мы обсудили некоторые из них, Есть видеозапись: Лекция 8 (373) 31.10.2015 Сергей Владимирович ДВОРЯНИНОВ, кандидат физико-математических наук, доцент, автор статей журналов «Квант», «Потенциал», «Фрактал», «Математическое образование», «Математика в школе», «Математика для школьников», «Физика для школьников», «Математика», «Квантик». Линии уровня и неравенстваЕсть много разных и интересных способов доказательства неравенств. О некоторых из них (доступных девятиклассникам) будет рассказано на лекции. Линией уровня функции называют множество точек, в которых она принимает некоторое заданное значение. Полезно (но не обязательно) прочитать две статьи журнала «Квант»: И две статьи журнала «Математика для школьников»: Есть видеозапись: Лекция 9 (374) 7.11.2015 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Простые числаЕсть видеозапись: Лекция 10 (375) 14.11.2015 Михаил Юрьевич ПОПЕЛЕНСКИЙ, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник лаборатории управления и навигации механико-математического факультета МГУ, заместитель декана мехмата МГУ по магистерскому и дополнительному образованию. Современные проблемы мобильной робототехникиПервая часть доклада посвящена современным проблемам мобильной робототехники. Лекция 11 (376) 21.11.2015 Александр Николаевич ОШКИН, ассистент кафедры сейсмометрии и геоакустики геологического факультета МГУ, кандидат физико-математических наук. Что такое геофизика?Не используя никаких приборов, просто разглядывая звёздное небо, люди могут заглянуть на тысячи световых лет вверх. Однако разглядеть, что же у нас под ногами, даже на небольшую на глубину часто невозможно без специальной сложной техники. Как современные ученые изучают недра планеты? Как ищут нефть и газ? Откуда узнали, что у Земли есть мантия и есть ядро, расположенное на глубине в тысячи километров? Геофизика — одна из наук о Земле, совмещающая в себе достижения физики, математики, кибернетики, приборостроения и геологии. Она была одной из самых финансируемых правительством СССР наук. Лекция 12 (377) 28.11.2015 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Натуральный логарифм и экспонентаЧто такое натуральный логарифм? Число e? Экспонента? Как экспонента и логарифм разлагаются в ряды? Есть видеозапись: Лекция 13 (378) 5.12.2015 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Натуральный логарифм и простые числаРассмотрим сумму чисел, обратных к простым числам. Как Эйлер и Эрдёш доказали неограниченность суммы этих дробей? Что такое сходящееся и что такое расходящееся произведение? Есть видеозапись: Лекция 14 (379) 12.12.2015 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Постулат БертранаСоседние простые числа отличаются Лекция 15 (380) 19.12.2015 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Квадратичные вычеты и невычеты, символ Лежандра, квадратичный закон взаимностиСимвол Лежандра. Формула Эйлера и критерий Гаусса для вычисления символа Лежандра. Использование Есть видеозапись: Лекция 16 (381) 26.12.2015 Светлана Анатольевна БУРЛАК, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН и филологического факультета МГУ, член оргкомитета Московской олимпиады по лингвистике и математике, автор многих олимпиадных задач по лингвистике. Самодостаточные лингвистические задачиЛингвистику не проходят в школе, поэтому многие думают, что занимается она прежде всего теми правилами, которые в школе учат Лингвистическая задача даёт возможность некоторые из таких законов обнаружить очень Лекция 17 (382) 13.02.2016 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Распрямление рёбер планарного графа. Критерий Куратовского планарности графаНа плоскости нарисован граф, рёбра которого не пересекаются (то есть могут иметь общие вершины, но Невозможно расположить на плоскости 5 точек и соединить каждую из них с каждой другой ломаными так, чтобы ломаные не имели ни одной общей точки кроме данных пяти точек. Невозможно расположить на плоскости 6 точек и соединить каждую из первых трёх из них с каждой из трёх остальных так, чтобы ломаные Теорема Куратовского утверждает, что этими двумя примерами по сути исчерпывается список препятствий к планарности графа: любой непланарный граф содержит подграф, гомеоморфный одному из этих двух графов. Есть видеозапись: Лекция 18 (383) 27.02.2016 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Комплексные числа и корни из единицыКорни многочлена zn – 1 делят единичную окружность на n равных дуг. Заменив показатели степеней на их квадраты, получили очень важные для математики гауссовы суммы. Есть видеозапись: Лекция 19 (384) 5.03.2016 Андрей Михайлович РАЙГОРОДСКИЙ, доктор физико-математических наук. Дефекты решёток на плоскости и в пространствеРешётка — это очень естественный объект на стыке комбинаторики и теории чисел. Например, множество точек с целыми координатами образует решётку. Есть видеозапись: Лекция 20 (385) 12.03.2016 Александр Владимирович ЗАСОВ, профессор кафедры астрофизики и звёздной астрономии физфака МГУ и ГАИШ МГУ, один из организаторов ежегодных Всероссийских олимпиад по астрономии и космической физике, член редколлегии журнала «Физика в школе». АстрономияРассказ о звёздах, расстояниях между ними, эволюции Солнца и Галактике. Есть ppt-файл и видеозапись: Лекция 21 (386) 19.03.2016 Сергей Владимирович ДВОРЯНИНОВ, кандидат физико-математических наук, доцент, автор статей журналов «Квант», «Потенциал», «Фрактал», «Математическое образование», «Математика в школе», «Математика для школьников», «Физика для школьников», «Математика», «Квантик». НеравенстваПродолжение лекции 31.10.2015. Есть видеозапись: Лекция 22 (387) 19.03.2016 Сергей Владимирович ДВОРЯНИНОВ, кандидат физико-математических наук, доцент, автор статей журналов «Квант», «Потенциал», «Фрактал», «Математическое образование», «Математика в школе», «Математика для школьников», «Физика для школьников», «Математика», «Квантик». Кривые второго порядкаПо уравнению второй степени учимся определять, какое множество точек оно задаёт: эллипс, гиперболу, параболу, пару прямых, одну прямую, точку или пустое множество. Сначала на конкретных примерах, затем в общем виде. После этого ищем длины большой и малой полуосей эллипса сначала при помощи рассмотрения квадратичных функций, а затем при помощи поворота осей координат. Есть видеозапись Лекция 23 (388) 26.03.2016 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Многочлены деления кругаПродолжение лекции 27.02.2016. Мы узнали, как разложить многочлен Есть видеозапись: Лекция 24 (389) 2.04.2016 Андрей Михайлович РАЙГОРОДСКИЙ, доктор физико-математических наук. Дефекты решёток и системы представителейПродолжение лекции 5.03.2016. Некоторые задачи о решётках связаны с вопросами о системах представителей в комбинаторике. Слушателям нужно перед лекцией послушать первую часть лекции и рассказ о системах представителей. Есть видеозапись: Лекция 25 (390) 9.04.2016 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Гауссовы суммы и квадратичный закон взаимностиПродолжение лекций 27.02.2016 и 26.03.2016. Для простых чисел вычисляем модуль гауссовой суммы, а затем и её квадрат. Доказываем квадратичный закон взаимности, возводя гауссову сумму в степень. Есть видеозапись: Лекция 26 (391) 16.04.2016 Ольга Владимировна ВОЗЯКОВА, научный сотрудник отдела изучения Галактики и переменных звёзд Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ. Измерение расстояний во ВселеннойРассказ о шкале расстояний. Есть видеозапись лекции, Лекция 27 (392) 23.04.2016 Михаил Юрьевич ПОПЕЛЕНСКИЙ, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник лаборатории управления и навигации механико-математического факультета МГУ, заместитель декана мехмата МГУ по магистерскому и дополнительному образованию. Спутниковая и инерциальная навигации: история и современные задачиПервая часть лекции посвящена задаче оптимального оценивания. Дана краткая постановка задачи и обзор методов решения. Эти сведения необходимы для дальнейшего понимания проблем, возникающих в навигации. Во второй части лекции рассказано об истории навигации от древнейших времен до наших дней, о развитии инерциальной навигации и создании спутниковых навигационных систем. Третья часть лекции посвящена современным проблемам спутниковой и инерциальной навигации. Лекция 28 (393) 30.04.2016 Михаил Юрьевич ПОПЕЛЕНСКИЙ, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник лаборатории управления и навигации механико-математического факультета МГУ, заместитель декана мехмата МГУ по магистерскому и дополнительному образованию. Гироскоп и гироскопические устройстваПростейший пример гироскопа — это юла или волчок. Свойства тяжёлого симметричного быстровращающегося тела легли в основу принципов действия многих технически сложных устройств: гирокомпасов, курсовертикалей, авиагоризонтов и других. Было рассказано о свойствах гироскопа и принципах действия различных гироскопических устройств. |
|
||||||
|