МАЛЫЙ МЕХМАТ МГУ | |||||||
Популярные лекции по математике
Лекция 1 (132) 1.10.2005 Александр Васильевич СПИВАК, автор ряда статей журнала «Квант», преподаватель Малого мехмата, соросовский учитель школ Бесповторные последовательностиn-я буква слова Туэ — А или Б Прочитать о бесповторных последовательностях можно в энциклопедии «Числа и фигуры» издательства «Росмэн». Лекция 2 (133) 8.10.2005 Семеон Антонович БОГАТЫЙ, профессор механико-математического факультета МГУ. Вокруг неравенства ЭйлераЛекция посвящена неравенству Эйлера: диаметр вписанной окружности 2r произвольного треугольника Эту формулу независимо получил в 1746 году Чаппл при решении следующей задачи: «При каких условиях на две заданные окружности существует треугольник, вписанный в первую окружность и описанный вокруг второй?» Ответ даёт формула Эйлера, из который следует, Неравенство Эйлера часто формулируют в более сильной форме, когда между 2r и R вставляют некоторые выражения от различных элементов треугольника. Наиболее известным является следующий вариант: для всякого треугольника ABC, длины сторон которого a, b, c, справедлива цепочка неравенств 2(3)1/2r < (abc)1/3 < (a+b+c)/3 < (3)1/2R. Лекция 3 (134) 15.10.2005 Александр Николаевич КАРПОВ, кандидат физико-математических наук, заместитель директора Малого мехмата, ассистент кафедры общей топологии и геометрии механико-математического факультета МГУ, преподаватель математики лицея «Вторая школа» и школы №17. Радикальная осьБыло рассказано о радикальной оси двух неконцентрических окружностей и радикальном центре трёх окружностей, центры которых не лежат на одной прямой. Построенная теория применена Лекция 4 (135) 22.10.2005 Александр Ханевич ШЕНЬ, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, учитель школы номер 57. Игры с полной информациейБыло объяснено, что такое игра с полной информацией (к числу таких игр относятся, например, шашки и шахматы, но не футбол), и почему в таких играх существуют оптимальные стратегии. Есть брошюра «Игры и стратегии с точки зрения математики». Лекция 5 (136) 29.10.2005 Александр Николаевич КАРПОВ, кандидат физико-математических наук, заместитель директора Малого мехмата, ассистент кафедры общей топологии и геометрии механико-математического факультета МГУ, преподаватель математики лицея «Вторая школа» и школы №17. Теорема ФейербахаБыло изложено доказательство одной из самых замечательных геометрических Лекция 6 (137) 12.11.2005 Михаил Александрович ЕВДОКИМОВ, член жюри соросовской, Московской, Всероссийской олимпиад, олимпиады мехмата МГУ, автор книги «От задачек к задачам» (М.: МЦНМО, 2004). «От задачек к задачам»Были разобраны следующие задачи: Лекция 7 (138) 19.11.2005 Александр Васильевич СПИВАК, учитель школ 17, 1018 Числа КаталанаИздательство «Росмэн» издало энциклопедию для школьников, составленную А.В. Спиваком. Одна из статей посвящена числам Каталана. Больше десяти разных определений этих чисел проиллюстрировал, как и всю энциклопедию, М.Ю. Панов. Лекция 8 (139) 26.11.2005 Андрей Михайлович РАЙГОРОДСКИЙ, доктор физико-математических наук, сотрудник кафедры математической статистики механико-математического факультета МГУ. Системы представителейПредставим себе такую ситуацию. В некоторую организацию одновременно приехали с визитом несколько иностранцев — скажем, англичанин, француз, японец и венгр. Каждый из них умеет говорить только на своем родном языке. Желая должным образом принять гостя, организация стремится послать на встречу с ним одного из своих сотрудников, который бы владел соответствующим языком и, тем самым, помог визитёру сориентироваться в незнакомом городе (на наёмных переводчиков денег жалко). Допустим, нашлись как сотрудники, знающие английский, так и сотрудники, говорящие по-венгерски, и так далее. Однако организация В общем случае поставленная задача весьма нетривиальна. Иногда её называют задачей о системах представителей, что вполне естественно. Она нашла многочисленные применения в математике. (Умение решать её позволяет даже повысить вероятность выигрыша в некоторых лотереях!) Лекция 9 (140) 3.12.2005 Дмитрий Евгеньевич КОСОВ, студент 3 курса механико-математического факультета МГУ. Векторы на плоскости и в пространствеОпределение, основные понятия, примеры задач. Координаты и скалярное произведение. Лекция 10 (141) 10.12.2005 Михаил Александрович ЕВДОКИМОВ, член жюри соросовской, Московской, Всероссийской олимпиад, олимпиады мехмата МГУ, автор книги «От задачек к задачам» (М.: МЦНМО, 2004). Математика и финансыБыло рассказано о математических задачах, связанных с финансами. Лекция 11 (142) 17.12.2005 Александр Васильевич СПИВАК, учитель школ Задачник «Кванта»В удобном для использования виде представлены первые 2205 задач, которые с 1970 года публикует журнал «Квант». Лекция 12 (143) 11.02.2006 Александр Васильевич СПИВАК, учитель школ Критерий Куратовского планарности графаНевозможно расположить на плоскости 5 точек и соединить каждую из них с каждой другой ломаными так, чтобы ломаные не имели ни одной общей точки кроме данных пяти точек. Невозможно расположить на плоскости 6 точек и соединить каждую из первых трёх из них с каждой из трёх остальных так, чтобы ломаные Теорема Куратовского утверждает, что этими двумя примерами по сути исчерпывается список препятствий к планарности графа: любой непланарный граф содержит подграф, гомеоморфный одному из этих двух графов. Многие годы доказательство этой теоремы считалось очень трудным. Однако А.Б. Скопенков сумел изложить доказательство настолько просто, что теперь оно стало доступно заинтересованному школьнику. Лекция 13 (144) 18.02.2006 Александр Васильевич СПИВАК, учитель школ Турнир имени А.П. СавинаВ качестве Лекция 14 (145) 4.03.2006 Александр Васильевич СПИВАК, учитель школ Малая теорема ФермаДля любого простого числа p и любого целого числа a разность Доказательство этой теоремы и многочисленные следствия Лекция 15 (146) 11.03.2006 Александр Васильевич СПИВАК, учитель школ Порядок числа по модулю. Первообразные корниЭта лекция — продолжение предыдущей. С её содержанием можно ознакомиться по «Арифметике» А.В. Спивака. Лекция 16 (147) 18.03.2006 Александр Васильевич СПИВАК, учитель школ Цепные дробиЛекция посвящена рассказу об одноимённой статье энциклопедии «Числа и фигуры» издательства «Росмэн». Лекция 17 (148) 1.04.2006 Ярослав Александрович Абрамов, студент мехмата МГУ. Квадратичный закон взаимностиКвадратичный вычет по простому нечётному модулю p — это класс вычетов любого квадрата, Лекция 18 (149) 8.04.2006 Александр Николаевич КАРПОВ, кандидат физико-математических наук, ассистент кафедры общей топологии механико-математического факультета МГУ, заместитель директора Малого мехмата, учитель лицея № 2 и школы № 17. Основная теорема алгебрыОсновная теорема учения о комплексных числах гласит: поле комплексных чисел алгебраически замкнуто: то есть каждый многочлен, отличный от константы, имеет хотя бы один комплексный корень и поэтому, в силу теоремы Безу, разлагается на линейные множители. Одно из естественных и красивых доказательств этой теоремы известно под названием «дама Лекция 19 (150) 15.04.2006 Александр Ханевич ШЕНЬ, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, учитель школы номер 57. Логическая строгость и школьная математика«Я вам сейчас докажу Вышедшая в издательстве МЦНМО в 2006 году |
|
||||||
|