МАЛЫЙ МЕХМАТ МГУ | |||||||
Популярные лекции по математике
Лекция 1 (339) 20.09.2014 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Дерево Фарея-Штерна-БрокоНа летней школе в Авейро (Португалия) Николай Германович Мощевитин в августе 2014 года прочитал курс лекций по арифметике: ряды Фарея, дерево Фарея, функция Эйлера, функция Мёбиуса, функция Минковского и ещё несколько тем, которые не войдут в эту лекцию. Не бойтесь, все всё поймут, достаточно знать обыкновенные дроби. А когда станете студентами, узнаете об этих деревьях и функциях ещё больше! Лекция 2 (340) 27.09.2014 Александр Владимирович ЗАСОВ, профессор кафедры астрофизики и звёздной астрономии Физфака МГУ и ГАИШ МГУ, один из организаторов ежегодных Всероссийских олимпиад по астрономии и космической физике, член редколлегии журнала «Физика в школе». АстрономияЧему равно расстояние от Земли до Солнца, по какой траектории Луна движется вокруг Солнца, чему равна суммарная масса вещества наблюдаемой Вселенной? Какова точность современных телескопов, что такое адаптивная оптика, как движутся звёзды в центре нашей Галактики? Когда взорвётся Бетельгейзе? Смотрите ppt-файл. Есть видеозаписи этой лекции и курса, прочитанного летом 2014 года в ГАИШ. Лекция 3 (341) 4.10.2014 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Задачи по геометрииИздательство МЦНМО опубликовало книгу А.Х. Шеня «Геометрия в задачах». Она весьма доступна и очень полезна для всех школьников. Лекция 4 (342) 11.10.2014 Игорь Николаевич СЕРГЕЕВ, профессор механико-математического факультета МГУ. Развитие математики: от элементарной к высшейО структуре математики, её истории и логике развития. Прослежено взаимодействие различных разделов математики и их плодотворное влияние друг на друга. Проводится зыбкая граница между элементарной и высшей математикой. Обсуждаются многочисленные приложения математики и её связи с другими науками: механикой, информатикой, физикой, биологией, экономикой и так далее. Лекция 5 (343) 18.10.2014 Сергей Владимирович ДВОРЯНИНОВ, кандидат физико-математических наук, доцент, автор статей журналов «Квант», «Потенциал», «Фрактал», «Математическое образование», «Математика в школе», «Математика для школьников», «Физика для школьников», «Математика», «Квантик». Функции, кривые и поверхностиЛюбые две параболы гомотетичны. Функции нескольких переменных. Есть видеозапись: Лекция 6 (344) 25.10.2014 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Брюссельская капуста и другие применения формулы ЭйлераПоставим на плоскости несколько точек и из каждой из них нарисуем несколько ростков. Затем некоторые две ростка продолжим до слияния и из точки слияния выпустим два ростка перпендикулярно полученной линии в разные стороны от неё. Пересекать ранее проведённые линии нельзя. Количество ростков не меняется: два ростка, сливаясь, превращаются в два других ростка. Насколько долго продлится такая игра? Оказывается, количество операций зависит только от исходной конфигурации. Для доказательства потребуется формула Эйлера, связывающая между собой количества вершин и рёбер нарисованного на плоскости графа с количеством областей, на которые он разбивает плоскость. Было рассказано и о некоторых других применениях формулы Эйлера. Например, почему нельзя нарисовать на плоскости граф, из каждой вершины которого выходит 6 или более рёбер. И почему любую географическую карту можно покрасить Лекция 7 (345) 1.11.2014 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Параболы, эллипсы и гиперболыПодробный рассказ о кривых второго порядка. Лекция 8 (346) 8.11.2014 Андрей Михайлович РАЙГОРОДСКИЙ, доктор физико-математических наук. КомбинаторикаНа факультете инноваций и высоких технологий МФТИ из года в год А.М. Райгородский читает для первокурсников «Основы комбинаторики и теории чисел». Некоторая его часть недавно была переработана в интернет-курс. Лекция посвящена нескольким ярким сюжетам из этого курса. Есть видеозапись: Лекция 9 (347) 15.11.2014 Михаил Юрьевич ПОПЕЛЕНСКИЙ, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник лаборатории управления и навигации,помощник декана механико-математического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова по программам магистратуры. Робототехника — междисциплинарная наукаПриведём цитату из книги Джона Крейга «Введение в робототехнику»:«В основе робототехнических исследований лежит желание синтезировать часть функций человека с помощью механизмов, сенсоров, приводов и компьютеров. Чтобы осуществить этот грандиозный замысел, необходимо реализовать множество идей из нескольких «классических» областей. В настоящее время робототехническими исследованиями занимаются самые разные специалисты. Один человек не в состоянии охватить всю область исследований роботов, поэтому разумно их разделять. На относительно высоком уровне абстракции робототехнику можно поделить на четыре основные области: механическая манипуляция, передвижение, машинное зрение и искусственный интеллект.» Активное развитие робототехники в последние годы вызвано прогрессом микроэлектроники и доступностью элементной базы как для обучения робототехнике, так и для мелкосерийного производства робототехнических устройств. На лекции будет рассказано об истории развития робототехники, современных достижениях, нерешённых задачах и перспективах. Лекция 10 (348) 22.11.2014 Дмитрий Николаевич БАБИН, доктор физико-математических наук, доцент кафедры математической теории интеллектуальных систем мехмата МГУ. Автоматы в лабиринтеРассматриваем задачу обхода лабиринта разными устройствами: без памяти, с памятью, с внешней памятью. Естественно возникают понятия конечного автомата и машины Тьюринга. Лекция 11 (349) 29.11.2014 Валерий Егорович ПЛИСКО, кандидат физико-математических наук, доцент мехмата МГУ, автор учебных пособий «Вводный курс математической логики», «Теория алгоритмов», «Интуиционистская логика», «Математическая логика и теория алгоритмов». Конструктивная логикаМатематики давно различают конструктивные и неконструктивные доказательства. Конструктивное доказательство теоремы существования даёт конкретный пример объекта, существование которого утверждается. Идея конструктивности лежит в основе так называемой интуиционистской математики и логики. В докладе проводится сравнительный анализ основных понятий классической и интуиционистской логик и методов их исследования. Излагаются начальные представления о конструктивной математике и логике, в которых идеи интуиционизма уточняются в терминах теории алгоритмов. Есть видеозапись: Лекция 12 (350) 6.12.2014 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Параболы, эллипсы и гиперболыПодробный рассказ о кривых второго порядка. (Продолжение лекции 1.11.2014.) Смотрите иллюстрации Михаила Юрьевича Панова. Есть видеозапись: Лекция 13 (351) 13.12.2014 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Кеплер и винные бочки, австрийские и рейнскиеРассказ об истории и первых шагах математического анализа. Есть видеозапись: Лекция 14 (352) 20.12.2014 Светлана Анатольевна БУРЛАК, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН и филологического факультета МГУ, член оргкомитета Московской олимпиады по лингвистике и математике, автор многих олимпиадных задач по лингвистике. Самодостаточные лингвистические задачиЛингвистику не проходят в школе, поэтому многие думают, что занимается она прежде всего теми правилами, которые в школе учат Лингвистическая задача даёт возможность некоторые из таких законов обнаружить очень Вот условия рассмотренных на лекции задач. Есть видеозапись: Лекция 15 (353) 7.02.2015 Сергей Владимирович ДВОРЯНИНОВ, кандидат физико-математических наук, доцент, автор статей журналов «Квант», «Потенциал», «Фрактал», «Математическое образование», «Математика в школе», «Математика для школьников», «Физика для школьников», «Математика», «Квантик». Гармонический ряд: жук, кирпичи, утка с лисой и причаливаниеБыла разобрана классическая задача на преследование и убегание: умеющая взлетать только с суши утка плавает по озеру, по берегу которого бегает лиса. Продемонстрирована связь с важной Другая часть этой лекции прозвучала 14.03.2015. Есть видеозапись: Лекция 16 (354) 14.02.2015 Виктор Анатольевич ВАСИЛЬЕВ, академик, президент Московского математического общества. Геометрия дискриминантаКвадратные трёхчлены Доказали, что у вещественных уравнений третьей степени Есть брошюра «Геометрия дискриминанта» и видеозапись: Лекция 17 (355) 21.02.2015 Илья Дмитриевич ШКРЕДОВ, ведущий научный сотрудник Математического института имени В.А. Стеклова, профессор кафедры динамических систем мехмата МГУ. Аддитивно-комбинаторные задачи и теорема Ван дер Вардена об одноцветной арифметической прогрессииАддитивная комбинаторика — молодая и активно развивающаяся область математики, находящаяся на стыке теории чисел и комбинаторики.Основной предмет этой Правда ли, что как бы мы ни раскрасили натуральные числа в
конечное число цветов, у уравнения Почему любое натуральное число представимо в виде суммы некоторого набора слагаемых, каждое из которых является простым числом или единицей, а общее количество таких слагаемых не превосходит некоторого конкретного числа? Почему при любой раскраске натурального ряда найдётся сколь угодно длинная арифметическая одноцветная прогрессия? Есть видеозапись: Лекция 18 (356) 28.02.2015 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Кубики и графы без треугольниковСколько единичных кубиков нужно отметить в данном кубе, чтобы для любого другого единичного кубика хотя бы один из отмеченных кубиков получался параллельным переносом вдоль одного из рёбер куба? Каково наибольшее возможное число рёбер графа с данным числом вершин, в котором нет ни одного треугольника? Есть видеозапись: Лекция 19 (357) 7.03.2015 Александр Юрьевич ПЛАХОВ, университет Авейро (Португалия) и институт проблем передачи информации (Москва). Невидимость и биллиардМожно ли сделать некоторый объект невидимым, расположив вокруг него зеркально отражающие поверхности? Хочется сделать невидимым не только этот объект, но и отражающие поверхности: вся конструкция должна полностью исчезнуть из поля зрения наблюдателя. Было рассказано, как обеспечить невидимость из одной точки (наблюдатель смотрит одним глазом, зажмурив другой) и из двух точек (смотрит двумя глазами). Полная невидимость (когда наблюдатель, глядя на объект с разных сторон, ничего не видит) невозможна. Было рассказано об этом и о некоторых других смежных вопросах. Посмотрите иллюстрации. Есть видеозапись: Лекция 20 (358) 14.03.2015 Сергей Владимирович ДВОРЯНИНОВ, кандидат физико-математических наук, доцент, автор статей журналов «Квант», «Потенциал», «Фрактал», «Математическое образование», «Математика в школе», «Математика для школьников», «Физика для школьников», «Математика», «Квантик». Гармонический ряд: жук, кирпичи, утка с лисой и причаливаниеГармонический ряд расходится. Другими словами, сумма чисел, обратных к натуральным числам, ничем Другая часть этой лекции прозвучала 7.02.2015. Есть видеозапись: Лекция 21 (359) 21.03.2015 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Игра Конвея с единицами. Треугольник Паскаля и числа СтирлингаПовторение лекции 17.09.2011 о задаче Дж. Конвея о единицах. Она связана с треугольником Паскаля. Подбирая правила игры, можно получить как великолепную иллюстрацию бинома Ньютона, так и числа Стирлинга для перестановок. Есть видеозапись: Лекция 22 (360) 28.03.2015 Виктор Васильевич ПРАСОЛОВ, автор книг «Задачи по планиметрии», «Задачи по арифметике, алгебре и анализу». МатематикаВсякий планарный граф можно нарисовать так, что все рёбра будут отрезками. Задача была сформулирована, но не решена на этой лекции: девятиклассник Алексей Нигин заметил ошибку в индукции по числу граней. А индукцией по числу вершин теорему доказать можно, если использовать существование в каждом планарном графе хотя бы одной вершины, степень которой меньше шести. Следующая часть лекции была посвящена представимости многочлена в виде суммы нескольких квадратов. Для многочленов от одной переменной при помощи комплексных чисел легко доказать представимость. Для двух переменных ответ Проективные преобразования могут переводить окружность в себя, переводя при этом центр не в центр, а в любую из точек внутренности круга, ограниченного рассматриваемой окружностью. Было рассказано о связи этого с неевклидовой геометрией, о площади треугольника и других моделях неевклидовой плоскости. Есть видеозапись: Лекция 23 (361) 4.04.2015 Александр Юрьевич ПЛАХОВ, университет Авейро (Португалия) и институт проблем передачи информации (Москва). Формы наилучшего обтекания в космосеКосмический корабль совершает долгое межзвёздное путешествие в облаке галактического газа. Его корпус хорошо отполирован, так что частицы газа при столкновении с ним отскакивают абсолютно упруго. Мы хотим придать кораблю наиболее обтекаемую форму (так, чтобы его торможение об облако было наименьшим). Было рассказано о задачах наилучшего обтекания такого рода. Первую такую задачу изучил, как ни странно, ещё в 1687 году Исаак Ньютон в своей знаменитой книге «Математические начала натуральной философии». Оказывается, в космосе обтекаемые формы совсем не такие, как на поверхности Земли. Есть видеозапись: Лекция 24 (362) 11.04.2015 Михаил Сергеевич ГЕЛЬФАНД, доктор биологических наук и кандидат физико-математических наук, профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, член Европейской Академии, заместитель директора Института проблем передачи информации РАН, заместитель главного редактора газеты «Троицкий вариант — наука». Биоинформатика и динамическое программированиеДинамическое программирование можно применять для выявления генов в ДНК, то есть для распознавания того, какие именно участки генетического кода кодируют белки. Читайте и смотрите pdf-файл со слайдами или такого же содержания ppt-файл. Опубликован курс видеолекций о биоинформатике. Лекция 25 (363) 18.04.2015 Александр Васильевич СПИВАК, автор книг «1001 задача по математике», «Математический кружок», «Математический праздник», «Турниры математических боёв имени А.П. Савина», «Арифметика» и «Арифметика—2», преподаватель Малого мехмата и ДНТТМ, с 1992 по 2013 год — учитель гимназии 1543. Плоскость Фано и проективная плоскость над полем вычетов по
|
|
||||||
|