МАЛЫЙ МЕХМАТ МГУ | ||
Кружок 7 классаРуководитель Сергей Александрович Дориченко
1993/1994 учебный год Занятие 7 (ноябрь 1993). Неравенство треугольникаЗадача 1. Докажите, что в выпуклом четырёхугольнике сумма длин
диагоналей
Задача 2. Два посёлка А и В расположены
Задача 3. На сколько сумма всех чётных чисел первой сотни больше суммы остальных её чисел? Задача 4. У старухи Шапокляк живут несколько попугаев, кошек, собак и тараканов. При этом все ее животные кроме двух - попугаи, все кроме двух - кошки, и все кроме двух - собаки. Сколько тараканов живет у старухи Шапокляк? Задача 5. В классе 14 человек занимаются английским языком, 8 человек - французским. Трое учеников при этом изучают оба языка. Сколько учеников в классе? Задача 6.
Указания для преподавателейО том, что делать с игровыми задачами прошлого занятия, решайте сами. Лучше всего, если Вы уже поговорили о них: тогда на этом занятии их можно вообще не вспоминать. Основная тема сегодняшнего занятия - неравенство треугольника. Рекомендуется сначала обязательно рассказать о неравенстве треугольника, разобрать задачу 5 прошлого занятия (о домике для ослика Иа). Затем можно сказать, что в этом занятии неравенство треугольника может тоже пригодиться, и предложить школьникам начать решать задачи занятия. Задача 1 может оказаться не очень простой из-за некоторой абстрактности и из-за некоторой технической перегруженности решения: нужно выписывать неравенства, складывать их, сокращать... Поэтому рекомендуется немного помогать школьникам. Ничего, если они все будут говорить словами. Возможно, кто-то не будет знать, что такое периметр. Лучше это сразу уточнить. В задаче 2 лучше сразу уточнить, что остановку нужно устроить на дороге. Задача эта, безусловно, не простая. Советуйте школьникам свести пункт б) к очевидному пункту а). Скажите, что это не очень легко, но нужно догадаться. Рекомендуется разобрать эту задачу (возможно, частично, подсказав идею отражения) на втором часу занятия. Задача 3 довольно простая, но содержит в себе важную идею разбиения на пары. Не стоит заканчивать разговор об этой задаче со школьником, решившим ее прямым вычислением. В дальнейшем идея разбиения на пары еще будет встречаться (но не очень скоро). Задача 4 веселая и довольно простая, хотя и с подвохом (обратите на это внимание). Задача 5 имеет важное стратегическое значение - на следующем занятии школьникам будут предложены несколько задач на круги Эйлера. Задача 6 довольно сложна. Тем, кто будет за нее браться, можно ненавязчиво немного помогать. Указания к задачамЗадача 1.
Задача 2.
Задача 3. Ответ: на 50. Задача 4. Первое решение: у старухи Шапокляк один попугай, одна кошка, одна собака и ни одного таракана. Подвох состоит в том, что есть второе решение: у старухи Шапокляк всего два таракана (и больше никого)... Задача 5. Ответ: 19 учеников. Задача 6.
Дополнительные задачи для умных школьниковЗадача 7. Пароход вниз по реке идет от А до В трое суток, а от В до А - пять суток. Сколько времени будут плыть плоты от А до В? Задача 8. Можно ли выписать в строчку 25 чисел так, чтобы сумма любых трех соседних чисел была положительной, а сумма всех чисел - отрицательной? Задача 9. Имеется две кучки камней - по 11 в каждой. За ход разрешается взять любое количество камней, но только из одной кучки. Проигрывает тот, кому нечего брать. Кто выиграет при правильной игре? |