|
Избранные задачи домашних олимпиад Часть I
295.
| Замените буквы в слове ТРАНСПОРТИРОВКА цифрами (разные буквы — разными цифрами, одинаковые — одинаковыми) так, чтобы выполнялись неравенства Т > Р > А > Н < С < П < О < Р < Т > И > Р > О < В < К < А.
Ответ
Указание |
|
Указание. Нарисуйте граф, в котором 10 вершин (буквы слова ТРАНСПОРТИРОВКА), а стрелочки изображают неравенства. Затем «распутайте» эту вязь линий. | |
|
|
296.
| Разрежьте фигуру на 9 конгруэнтных (то есть равных и по форме, и по площади) частей.
Указание
Подсказка
Ответ |
Указание. Посчитайте, сколько в фигуре клеток. Разделите полученное чиcло на 9. | |
|
Подсказка. Разрежьте фигуру на «гантельки». | |
|
Ответ. | | |
|
297.
| Каждый зритель, пришедший на спектакль «Королевский жираф», принёс с собой либо одну дохлую кошку, либо два кочана гнилой капусты, либо три тухлых яйца. Стоявший у входа Гекльберри Финн подсчитал, что кошек было 64 штуки. После спектакля оба артиста — король и герцог — были с ног до головы закиданы припасами, причём на долю каждого досталось поровну предметов (а промахов жители Арканзаса не делают). Правда, король принял на себя лишь пятую часть всех яиц и седьмую часть капусты, но все дохлые кошки полетели именно в него. Сколько зрителей пришло на представление? Ответ
Указание
Решение
Комментарий |
|
Указание. Пусть в короля попало x тухлых яиц и y кочанов гнилой капусты. Составьте уравнение и решите его. | |
| Решение. Уравнение
64 + x + y = 4x + 6y
равносильно следующему:
3x + 5y = 64.
Это уравнение легко решить в целых неотрицательных числах: (x;y) = (3;11), (8;8), (13;5) или (18;2). Поскольку количество яиц кратно 3, а количество кочанов капусты чётно, из четырёх вариантов остаётся последний: x = 18 и y = 2. В этом случае 64 зрителя метали в Дэвида Гаррика младшего и Эдмунда Кина старшего (см. Марк Твен, «Приключения Гекльберри Финна») дохлых кошек, 18 · 5 : 3 = 30 — тухлые яйца, а 2 · 7 : 2 = 7 — гнилую капусту.
Итого: 64 + 30 + 7 = 101. | |
|
Комментарий. Автор задачи — Игорь Фёдорович Акулич. Впервые задача была предложена на летнем конкурсе «Математика 6–8»
журнала «Квант». | | |
|
298.
| В каждой клетке доски 4×4 лежит слива. Уберите 6 слив так, чтобы в каждом горизонтальном, равно как и в каждом вертикальном ряду осталось чётное число слив.
|
299.
| Решите ребус А + АБ + АБВ = БВБ.
Ответ
Первый способ
Второй способ |
Ответ. 6 + 67 + 674 = 747. | |
|
Первый способ. Рассматривая разряд единиц, получаем равенство
А + В = 10.
Значит, есть перенос единицы из разряда единиц в разряд десятков. Если бы не было переноса из разряда десятков в разряд сотен, то буквы А и Б
обозначали бы одну и ту же цифру, что невозможно. Следовательно,
А + 1 = Б
и
А + Б + 1 = В + 10.
Решим полученную систему трёх уравнений с тремя неизвестными,
для чего сначала выразим В и Б через А:
В = 10 – А,
Б = А +1,
а затем подставим эти выражения в третье уравнение системы:
А + (А + 1) + 1 = (10 – А) + 10
и решим полученное уравнение с одной неизвестной:
2А + 2 = 20 – А,
3А = 18,
А = 18 : 3 = 6.
Следовательно, Б = А + 1 = 7 и
В = 10 – А = 4. | |
|
Второй способ. Левую часть ребуса можно представить в виде
А + (10А + Б) + (100А + 10Б + В),
а правую — в виде
100Б + 10В + Б.
Таким образом,
111А = 90Б + 9В.
Поскольку 111 не делится на 9, а правая часть на 9 делится, то А делится на 3, то есть А = 3, 6 или 9. В первом из этих трёх случаев имеем
37 = 10Б + В,
откуда В = 7 и Б = 3, что невозможно, поскольку буквы А и Б должны обозначать разные цифры. Во втором случае
74 = 10Б + В,
откуда В = 4 и Б = 7,
что удовлетворяет условию задачи. Наконец, в третьем случае имеем
111 = 10Б + В,
что невозможно, поскольку Б ≤ 9
и В ≤ 9. | | |
|
300.
| а) На доске размером 6×6 расставьте 8 ферзей так, чтобы каждый из них бил ровно одного ферзя.
Ответ
| Ответ.
| |
|
б) Можно ли так расставить 9 ферзей?
Ответ
Решение |
|
Решение. Число 9 нечётно. Поэтому 9 ферзей нельзя разбить на пары бьющих друг друга. | | |
|
301.
| В трамвае ехали 60 человек: контролёры, кондукторы, лжекондукторы (граждане, выдававшие себя за кондукторов), лжеконтролёры (граждане, выдававшие себя за контролёров), и, возможно, обычные пассажиры. Общее количество лжеконтролёров и лжекондукторов в 4 раза меньше числа настоящих кондукторов и контролёров. Общее число контролёров и лжеконтролёров в 7 раз больше общего числа кондукторов и лжекондукторов. Сколько в трамвае было обычных пассажиров?
Ответ
Решение
| |
Решение. Поскольку количество лжеконтролёров и лжекондукторов в 4 раза меньше числа настоящих кондукторов и контролёров, то количество всех необычных пассажиров делится на 5. Аналогично, поскольку общее число контролёров и лжеконтролёров в 7 раз больше общего числа кондукторов и лжекондукторов, то количество необычных пассажиров делится на 8.
Следовательно, количество необычных пассажиров делится на 5 · 8 = 40. Единственным натуральным числом, не превосходящим числа 60 и делящимся на 40, является число 40. Следовательно, было 60 – 40 = 20 обычных пассажиров. | | |
|
302.
| Расставьте в кружочках числа 1, 2, 3,..., 8 так, чтобы ни в каких двух соединённых отрезком кружочках не оказались бы соседние (то есть отличающиеся на 1) натуральные числа. Указание I
Указание II
Ответ |
Указание I. Число, расположенное в красном кружочке, соединено с шестью числами, расположенными в жёлтых кружочках:
Рассмотрим, например, число 2. Его можно поставить рядом лишь с числами 4, 5, 6, 7 и 8. Таких чисел всего лишь 5 штук,
а жёлтых кружков — 6. Значит, в красный кружок число 2 поставить нельзя. Рассуждая аналогично, приходим к выводу: в красный кружок нельзя поставить
ни 3, ни 4, ни 5, ни 6, ни 7.
| |
|
Указание II.
Если Вы внимательно прочитали указание I, то понимаете, что
в один из двух красных кружков надо поставить число 1, а в другой —
число 8. Поскольку у рисунка есть вертикальная ось симметрии, достаточно рассмотреть только один случай. Например, пусть единица расположена левее восьмёрки:
Поскольку восьмёрка соединена со всеми кружочками, кроме синего, то семёрку можно поставить только в синий кружок. Аналогично, двойку можно поставить только в зелёный кружок:
Поскольку сиреневые кружки соединены с двойкой, то тройку можно поставить только в один из коричневых кружков. Благодаря наличию горизонтальной симметрии, предположим для
определённости, что тройка стоит в верхнем кружке:
Поскольку четвёрка и пятёрка не могут стоять в соседних кружках, то одна из этих двух цифр должна быть расположена рядом с тройкой. Четвёрка рядом с тройкой стоять не может,
поэтому рядом с тройкой следует поставить пятёрку:
Дальнейшее очевидно: шестёрку нельзя ставить в кружок, соединённый с кружком, в котором стоит семёрка. | |
|
Ответ. | |
|
|
303.
| Для постройки дома не хватало места. Архитектор изменил проект: убрал 2 подъезда и добавил 3 этажа. Количество квартир увеличилось. Он обрадовался и решил убрать ещё 2 подъезда и добавить ещё 3 этажа. Могло ли при этом
квартир стать даже меньше, чем в исходном проекте? (Во всех подъездах одинаковое число этажей, на всех этажах во всех подъездах одинаковое число квартир.)
Ответ
Решение | |
Решение. Например, если в исходном проекте было 5 подъездов, 4 этажа, а на каждом этаже — по одной квартире: 5 · 4 = 20, 3 · 7 = 21 и 1 · 10 = 10. | |
|
|
304.
| В озере плавает яблоко: 2/3 его под водой и 1/3 над водой. К нему подплывает рыбка и подлетает птичка, которые одновременно начинают кушать, причём птичка в два раза быстрее, чем рыбка. Какую часть яблока скушает птичка и какую — рыбка?
Указание
Ответ
| Указание. Яблоко всплывает, поэтому закончат трапезу они одновременно. | |
|
Ответ. Птичка съест 2/3, а рыбка — 1/3. | | |
|
305.
| Пять братьев делили наследство отца поровну. В наследстве было три дома. Поскольку дома пилить нельзя, их взяли три старших брата, а меньшим выделили деньги: каждый из трёх старших братьев заплатил по 800 рублей, а меньшие братья разделили эти деньги между собой. Сколько стоил один дом?
Ответ
Решение | | Решение. Меньшие братья получили по 800 · 3 : 2 = 1200
рублей. Поэтому дома стоили по 1200 + 800 = 2000 рублей каждый. | |
|
|
306.
| Фигура на рисунке составлена из квадратов. Найдите сторону левого нижнего, если сторона самого маленького равна 1.
Ответ
Решение |
|
Решение. Пусть длина стороны нижнего среднего квадрата равна x. Тогда длина стороны правого нижнего квадрата равна x + 1, верхнего правого — (x + 2), левого верхнего — (x + 3), а искомая сторона нижнего левого квадрата равна
(x + 3) – (x – 1) = 4. | |
|
|
307.
| Хозяин обещал работнику за 30 дней 9 рублей и кафтан. Через три дня работник уволился и получил кафтан. Сколько стоил кафтан? Ответ
Решение
| Ответ. Кафтан стоил 1 рубль.
| |
|
Решение. Если за три дня работник получил кафтан, то за 30 дней работы он мог получить 10 кафтанов. С другой стороны, за 30 дней обещаны 9 рублей и кафтан. Значит, 9 кафтанов стоили 9 рублей. | |
|
|
|