|
Игры
Есть вещи, которые спокойно можно объяснить дважды
и трижды, не опасаясь, что тебя поймут. Премудрая Сова
229.
| Двое по очереди ставят на шахматную доску
ладьи (за один ход — одну ладью), чтобы они не били друг
друга. (Кто какую ладью поставил, не учитывается. Нельзя ставить
ладью даже под бой своей ладьи.) Кто не может поставить ладью,
проигрывает. Кто выиграет при правильной игре — первый или
второй?
Ответ
Указание
Решение
|
|
Указание.
Исход игры не зависит от того, как ходят соперники.
| |
|
Решение. Игра закончится, когда на доске будут стоять 8 ладей (в самом деле, если ладей меньше восьми, то существуют хотя бы одна свободная от ладей горизонталь и хотя бы одна свободная вертикаль; на клетку их пересечения можно поставить очередную ладью). Таким образом, побеждает второй. (Независимо от того, как он будет ходить; даже если он захочет проиграть, но не решится нарушить правила, у него это не выйдет).
| |
|
|
230.
| Аня и Таня выписывают 8-значное число, ставя цифры по очереди, начиная со старшего разряда. Начинает Аня. Может ли Таня добиться, чтобы число делилось на 9?
Ответ
Решение
|
|
Решение. При изменении последней цифры числа от 0 до 9 мы получим 10 последовательных натуральных чисел. Среди любых десяти (и даже среди любых девяти) последовательных натуральных чисел обязательно есть число, делящееся на 9. Таким образом, Таня может первые три хода ни о чём не думать, а последним ходом — выиграть!
Если Тане лень суммировать семь цифр, она может вести себя иначе: на каждую написанную Аней цифру n отвечать цифрой 9 – n.
| | |
|
231.
| Ладья стоит на поле a1. За ход разрешено сдвинуть её на любое число количество клеток вправо или на любое число клеток вверх. Выигрывает тот, кто поставит ладью на
поле h8. У кого есть выигрышная стратегия?
Ответ
Решение
|
|
Решение. Выигрышная стратегия есть у второго игрока: каждым своим ходом он может возвращать ладью на диагональ a1-h8. Первый игрок вынужден будет каждый раз уводить ладью с этой диагонали. Поскольку поле h8 принадлежит диагонали a1-h8, на него поставит ладью второй игрок.
Комментарий. Проанализируем это решение. Мы выделили класс проигрышных
позиций — диагональ a1-h8. Все другие начальные позиции —
выигрышные. Классы выигрышных и проигрышных позиций обладают следующими свойствами:
- всякий ход из проигрышной позиции ведёт в выигрышную (только выиграет, увы, противник!);
- для любой выигрышной позиции есть ход, который переводит её в проигрышную позицию.
| | |
|
232.
| Имеются а) 2; б) 3 одинаковые кучи камней. Двое играющих берут по очереди любое число камней из любой кучи, но только из одной. Выигрывает взявший последние камни. Кто выиграет при правильной игре?
Ответ
Указание
Решение
Комментарий
|
Ответ.
а) Второй. б) Первый.
| |
|
Указание.
б) Сведите задачу к пункту а).
| |
|
Решение.
а) Второй игрок выиграет, поддерживая равенство куч (изначально кучи равны; первый своим ходом вынужден нарушить равенство, а второй может его восстановить, взяв столько же камней из другой кучи).
б) Первый игрок может взять все камни из третьей кучи. Таким образом, после его хода начнётся игра пункта а), но он будет уже вторым в этой игре, а значит, победит.
| |
|
Комментарий.
Сравните пункт а) этой задачи с задачей 231.
Попробуйте увидеть, что это одна и та же задача (если в кучках по 8 камней).
| |
|
|
233.
| а) Двое играют, передвигая короля по шахматной доске. Допускаются ходы на одно поле влево, вниз или по диагонали влево-вниз. Выигрывает тот, кто ставит короля на поле a1. При каких начальных положениях короля выигрывает начинающий, а при каких — его партнёр?
Решение
|
Решение.
Будем помечать знаком «–» позиции, проигрышные для начинающего, а знаком «+» — выигрышные. Очевидно, если король изначально находится на одном из полей a2, b1 или b2, то начинающий выигрывает:
Рассмотрим поля a3
и c1. Из них можно сделать ход только в выигрышные позиции,
поэтому эти две позиции — проигрышные:
Клетки, из которых можно одним
ходом попасть в проигрышную клетку — выигрышные:
Так можно заполнить всю доску:
|
|
б) Имеются две кучи камней. Двое играющих
берут по очереди камни. Разрешено брать один камень из любой
кучи или по одному камню из обеих куч. Выигрывает взявший
последние камни. Исследуйте эту игру.
Указание
Решение
|
Указание.
Эта задача — та же, что задача пункта а).
| |
|
Решение.
Нарисуем клетчатую таблицу, бесконечную вправо и вверх:
Пусть в некоторый момент игры в кучах m и n камней соответственно. Поставим на поле с координатами (m;n) короля. Можно либо сместить короля на одну клетку влево (уменьшить на 1 его абсциссу, которая равна числу камней в первой куче), либо на одну клетку вниз (взять камень из второй кучи), либо на одну клетку по диагонали влево-вниз (взять по камню из обеих куч). Победит тот, кто получит ситуацию (0;0) – две пустые кучи, то есть тот, кто поставит короля на нижнюю левую клетку. Таким образом, эта задача совпадает с задачей пункта а), и мы может сразу нарисовать ответ:
Таким образом, если изначально в обеих кучах было чётное число камней, то начинающий проигрывает, если же хотя бы в одной куче число камней нечётно — выигрывает.
| |
|
|
234.
| а) Алёша Попович и Добрыня Никитич воюют девятиглавого змея. По очереди богатыри ходят к его пещере и отрубают 1, 2 или 3 головы. Как начавшему бой Алёше обрести славу победителя змея (то есть отрубить последнюю голову)?
б) А если змей двенадцатиглавый?
в) Двое по очереди берут из кучи камней 1, 2 или 4 камня. Победитель — тот, кто взял последний камень. При каком числе камней в куче начинающий может победить, как бы ни играл его партнёр?
Ответ
|
Ответ.
Начинающий может победить, если количество камней в куче не кратно трём.
| |
|
|
235.
| В ряд расположены 12 клеток. На самой правой клетке стоит белая фишка, на самой левой — чёрная. Два игрока по очереди передвигают свою фишку на одно поле — вперёд или назад. (Пропустить ход нельзя.) Проигравшим
считают того, у кого нет хода. Кто выигрывает: начинающий или его партнёр?
Ответ
Указание
Решение
|
Ответ. Выигрывает второй игрок.
| |
|
Указание.
Проследите за тем, как меняется чётность расстояния между фишками в процессе игры.
| |
|
Решение. Назовём расстоянием между фишками число пустых клеток между ними. В начальном положении оно равно 10. Очевидно, после каждого хода расстояние между фишками увеличивается или уменьшается на 1, а значит, меняет чётность. Таким образом, после каждого хода первого игрока расстояние будет нечётным,
то есть между фишками будет хотя бы одна клетка и у второго игрока всегда будет возможность пойти «вперёд» (в направлении фишки соперника).
Вопрос. Каким будет ответ в общем случае (если длина полоски —
не 12, а n клеток)?
| |
|
|
236.
|
На доске сначала написано число 1. Каждым
ходом к числу можно прибавить 3, 5 или 7.
Чуня и Проня ходят по
очереди так, что после любого хода Чуни получаются чётные
числа, а после любого хода Прони — нечётные.
Требуется, чтобы все эти нечётные числа были
простыми. (Простое число — это натуральное
число p,
которое имеет ровно два различных делителя: 1 и p.
Первые простые числа таковы: 2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19,
23, 29, 31, 37...) Цель Прони —
назвать число, большее ста. Цель Чуни — помешать
Проне. (Если первым назовёт число, большее 100, Чуня,
выиграл всё равно Проня.) Кто выиграет при правильной игре?
Ответ
Указание I
Указание II
Решение
|
|
Указание I.
Если к некоторому чётному числу прибавить 3, 5 или 7,
то получится одно из трёх последовательных нечётных чисел.
Найдите в первой сотне три последовательных нечётных составных числа.
| |
|
Указание II. В первой сотне есть лишь одна тройка последовательных нечётных составных чисел: 91, 93 и 95. Поэтому единственный шанс остановить игру в пределах первой сотни — получить число 88.
| |
|
Решение.
Чуня может независимо от ходов Прони называть числа 8, 18, 28, 38, ..., 88 (в самом деле, если Проня прибавит 3, то Чуня прибавит 7; если 5 — то 5, если 7
— то 3).
| | |
|
237.
| Двое играющих по очереди переводят часовую стрелку на 2 или 3 часа вперёд. Сначала часовая стрелка указывает на 12; победителем объявляют того, после чьего хода она указала на 6. Кто победит при правильной игре? (Стрелка может сделать несколько оборотов, прежде
чем остановится на цифре 6.)
Ответ
Указание
Решение
|
Ответ. Победит начинающий.
| |
|
Указание.
Анализируйте задачу «с конца», отмечая выигрышные и проигрышные позиции, как мы это делали в задачах
231 и 233.
| |
|
Решение. Очевидно, позиции 3 и 4 — выигрышные. Значит, позиция 1 — проигрышная
(все ходы из неё ведут на выигрышные позиции), 10 и 11 — выигрышные (из них можно пойти на проигрышную позицию 1). Рассуждая таким образом и дальше, получим, что позиция 8 — проигрышная, 5 — выигрышная, 2 — проигрышная и, наконец, 12 — выигрышная.
| |
|
|
238.
| Играют двое. Первый называет произвольное
целое число от 2 до 9. Второй умножает
это число на произвольное целое число от 2 до 9. Затем первый умножает результат на любое целое число от 2 до 9, и так далее. Выигрывает тот, кто первым получит произведение больше 1 000. Кто при правильной игре выигрывает — начинающий или его партнёр?
Ответ
Решение
|
Ответ. Победит начинающий.
| |
|
Решение. Очевидно, игрок, перед ходом которого получилось число, не меньшее 112 (но меньшее 1000), выигрывает. Значит, игрок, начинающий с числа, не меньшего 55, но меньшего 112,
проигрывает (любой его ход даст число в промежутке от 112 до 999). Теперь те числа, из которых одним ходом можно получить число от 56 до 111 (включительно), являются выигрышными. Это числа от 8 до 55. Наконец, числа от 4 до 7 — проигрышные.
Таким образом, первый игрок может назвать одно из чисел от 4 до 7, и при правильной игре выиграет.
| | |
|
239.
| Двое по очереди ставят по одному коню на
шахматную доску. Нельзя ставить фигуру под бой ранее (не важно,
самим игроком или его противником) поставленной фигуры. Кто не
может сделать ход, проигрывает. Кто победит при правильной игре?
Ответ
Решение
|
|
Решение. Для победы второму игроку достаточно совершать ходы, симметричные ходам первого относительно центра доски.
| | |
|
240.
| В строчку написано несколько минусов. Два игрока по очереди переправляют один или два соседних минуса на плюс. Выигрывает переправивший последний минус. Кто выиграет при правильной игре, начинающий или его партнёр?
Ответ
Решение
|
Ответ. Победит начинающий.
| |
|
Решение. Начинающий выиграет, разбив первым ходом минусы на два «куска» равной длины. После этого начинающий может каждым ходом переправлять минусы, симметричные тем, которые перед этим переправил второй.
| |
|
|
241.
| Двое по очереди обрывают лепестки у ромашки,
причём за один раз можно оборвать 1 или 2 соседних (рядом растущих) лепестка. Выигрывает тот, кто сделает последний ход. Кто выиграет при правильной игре?
Ответ
Решение
|
|
Решение. Своим первым ходом второй игрок может сорвать
один или два соседних лепестка, так расположенных напротив сорванного первым игроком лепестка (или лепестков), чтобы все остальные лепестки оказались разделены на две одинаковые группы. После этого второй игрок сможет совершать такие же ходы, как и первый, но в другой группе.
| | |
|
242.
| На доске размером 7×7 двое по очереди закрашивают клетки так, чтобы они не имели ни одной общей а) стороны; б) точки. Проигрывает тот, кто не может сделать ход. Кто выиграет при правильной игре?
Ответ
Решение
|
Ответ. Выигрывает первый.
| |
|
Решение. Своим первый ходом начинающий может закрасить центральную клетку квадрата, а затем поддерживать центральную симметрию.
| |
|
|
243.
| На окружности даны 20 точек. Играют двое.
Каждым ходом игрок проводит хорду с концами в данных точках так, чтобы хорды не пересекались внутри круга. (Иметь общие концы хорды могут.) Проигрывает тот, кто не может провести хорду. Кто победит при правильной игре?
Ответ
Решение
|
Ответ. Выигрышная стратегия есть у начинающего.
| |
|
Решение. Первым своим ходом начинающий может провести хорду AB, по обе стороны которой будет одинаковое количество отмеченных точек. Занумеруем точки, лежащие по одну сторону от AB в порядке следования красными цифрами
0(точка А), 1, 2, ...,9, 10(точка В),
а точки, лежащие по другую сторону — зелеными цифрами 0(точка A), 1, 2, ..., 9,
10(точка B).
Теперь первый игрок может симметрично отражать ходы своего
соперника относительно хорды AB,
а именно: соединять точки с теми же номерами,
что соединил перед этим соперник, но другого цвета
(разноцветные точки соперник соединить не сможет,
поскольку в этом случае ему придётся пересечь хорду
AB, что запрещено правилами).
| |
|
|
244.
| Соты имеют форму квадрата
9×9. Все квадратики, кроме центрального, заполнены мёдом. В центре — дёготь. За один ход разрешено разломить соты вдоль любой вертикальной или горизонтальной линии и съесть ту часть, где нет дёгтя. Проигрывает тот, кому остался только дёготь. а) Кто выиграет при правильной игре?
Ответ
Решение
|
Ответ. Выигрышная стратегия есть у второго игрока.
| |
|
Решение. Для победы второму игроку достаточно совершать ходы, симметричные ходам соперника относительно центра квадрата.
| |
|
б) А если дёготь находится не в центре, а в
клетке B?
Ответ
Решение
|
Ответ.
Победит начинающий.
| |
|
Решение. Начинающий может своим первым ходом отломить и съесть нижние 6 горизонтальных рядов. После этого останется прямоугольник с дёгтем в центре. Далее работает центрально-симметричная стратегия.
| |
|
в) А если дёготь находится в клетке C?
Ответ
Решение
|
Ответ. Победит второй игрок.
| |
|
Решение. Клетка C находится на диагонали квадрата.
Второй игрок может делать разломы вдоль прямых, симметричных прямым, вдоль которых делает разломы первый игрок, относительно этой диагонали. Таким образом, после каждого хода второго игрока будет получаться всё меньший и меньший квадрат, в котором клетка с дёгтем по-прежнему лежит на диагонали.
| | |
|
|