|
Кружок 8 класса
Руководители Сергей Александрович Дориченко и Степан Львович Кузнецов 2009/2010 учебный год
Занятие 26. Математический лабиринт
Геометрия
- 1.
-
Проведите через эти 16 точек замкнутую ломаную из шести звеньев, не
отрывая карандаша от бумаги.
- 2.
-
Можно ли квадратный лист бумаги 3×3
сложить так, чтобы после одного прямолинейного разреза он распался на квадраты 1×1?
- 3.
-
Разрежьте 2 разных квадрата на части, их которых можно сложить третий квадрат.
- 4.
-
Разрежьте какой-нибудь треугольник на три равных треугольника.
- 5.
-
Сложите из 6 спичек 4 треугольника.
- 6.
-
Разрежьте остроугольный треугольник на три трапеции.
- 7.
-
Дана дощечка с тремя отверстиями: квадратным, круглым и треугольным. Придумайте
выпуклую затычку такой формы, чтобы ей можно было заткнуть каждое из отверстий.
Игры
В этих задачах требуется придумать выигрывающую стратегию для одного из игроков
и с помощью этой стратегии обыграть преподавателя.
- 1.
-
На шахматной доске 8×8 в левом нижнем углу стоит король. Его по
очереди двигают двое, причем разрешены только ходы вверх, вправо и
вверх-вправо. Проигрывает тот, кто не сможет сходить.
- 2.
-
Есть 30 камней. Два игрока по очереди берут от 1 до 7 камней.
Выигрывает тот, кто берёт последний камень.
- 3.
-
Крестики-нолики 3×3.
Для получения плюсика надо либо выиграть у преподавателя, либо суметь
поставить ему ничью и крестиками, и ноликами.
- 4.
-
Есть две кучки камней (в одной 25, в другой 30 камней). Можно или
взять сколько угодно камней из одной кучки, или равное число камней из
обеих кучек. Проигрывает тот, кто не может сделать ход.
- 5.
-
Два игрока по очереди проводят прямые на плоскости. Каждый делает по
4 хода.
Первый игрок выигрывает, если эти прямые
разбивают плоскость на чётное число частей, а второй — если на нечётное.
- 6.
-
На окружности есть 20 точек. Два игрока по очереди соединяют две точки
отрезком, причём нельзя пересекать уже проведённые отрезки.
Проигрывает тот, кто не сможет сделать ход.
Комбинаторика и инварианты
- 1.
-
В тюрьме Кощея пять камер, пронумерованных числами от 1 до 5. В
каждой камере сидит по одному узнику. Василиса уговорила Кощея
провести эксперимент: на стене каждой камеры она один раз напишет
какой-нибудь номер и в полночь каждый узник перейдёт в камеру с
указанным номером (если номер на стене совпадает с номером камеры, то
узник никуда не переходит). В следующую полночь узники опять должны
перейти из камеры в камеру согласно указаниям на стене, и так они
действуют в течение пяти ночей. Если расположение узников в камерах в
течение всех шести дней (включая первый) ни разу не повторится, то
Василисе дадут звание Премудрой, а узников отпустят. Помогите Василисе
написать номера в камерах.
- 2.
-
Сколькими способами можно раскрасить грани тетраэдра (треугольной
пирамиды) в четыре цвета?
- 3.
-
Сколькими способами можно раскрасить грани куба в 6 цветов?
- 4.
-
Сколькими способами можно поставить на шахматную доску белого и
черного королей так, чтобы получилась допустимая правилами игры
позиция?
- 5.
-
Игральный кубик бросают трижды. Среди всех возможных последовательностей
результатов есть такие, в которых хотя бы один раз встречается
шестерка. Сколько их?
- 6.
-
На доске написаны шесть чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6. За один ход
разрешается к любым двум из них одновременно добавлять по единице.
Можно ли за несколько ходов все числа сделать равными?
- 7.
-
В языке Древнего Племени алфавит состоит всего из двух букв: «М» и
«О». Два слова являются синонимами, если одно из другого можно
получить при помощи исключения или добавления буквосочетаний «МО» и
«ООММ», повторяемых в любом порядке и любом количестве. Являются ли
синонимами в языке Древнего Племени слова «ОММ» и «МОО»?
Логика
- 1.
-
Часть жителей некого острова всегда говорят правду, остальные —
всегда лгут. Путешественник, оказавшийся на острове, в совершенстве
владеет языком островитян, только не помнит, какое из двух слов «пиш»
и «таш» означает «да»,
а какое — «нет». Путешественник дошёл до места,
где дорога раздваивалась, причём одна из дорог ведёт в деревню, а
другая — в болото. На распутье он встретил аборигена. Сможет ли
путешественник, задав всего один вопрос (предполагающий ответ «да» или
«нет», т. е. «пиш» или «таш»), узнать, какая из двух дорог ведёт в
деревню?
- 2.
-
Один из попугаев А, В и С всегда говорит правду, другой всегда врёт, а третий хитрец
— иногда говорит правду, иногда врёт. На вопрос «Кто В?» они ответили:
А: — Лжец.
В: — Я хитрец!
С: — Абсолютно честный попугай.
Кто из попугаев лжец, а кто хитрец?
- 3.
-
Среди математиков каждый седьмой — философ, а среди философов каждый
девятый — математик. Кого больше: философов или математиков?
- 4.
-
В чашке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и
вода. Известно, что вода и молоко не в чашке; сосуд с лимонадом стоит
между кувшином и сосудом с квасом; в банке не лимонад и не вода;
стакан стоит около банки и сосуда с молоком. В какой сосуд налита
каждая из жидкостей?
- 5.
-
\z 12 кандидатов в мэры рассказывали о
себе. Через некоторое время один сказал: „До меня соврали один раз”.
Другой сказал: „А теперь — дважды”. „А теперь — трижды,” — сказал
третий, и так далее до 12-го, который сказал: „А теперь соврали 12
раз”. Тут ведущий прервал дискуссию. Оказалось, что по крайней мере
один кандидат правильно посчитал, сколько раз соврали до него. Так
сколько же всего раз соврали кандидаты?
- 6.
-
Если Конёк-Горбунок не будет
семь суток есть или не будет семь суток спать, то лишится своей
волшебной силы. Допустим, он в течение недели не ел и не спал. Что он
должен сделать в первую очередь к концу седьмых суток — поесть или
поспать, чтобы не потерять силу?
- 7.
-
Пять первоклассников стояли в шеренгу и
держали 37 флажков. У всех справа от Таты — 14 флажков, справа от Яши
— 32, справа от Веры — 20, справа от Максима — 8. Сколько флажков у
Даши?
- 8.
-
Однажды Миша, Витя и Коля заметили, что принесли в детский сад
одинаковые игрушечные машинки. У Миши есть машинка с прицепом, есть
маленькая машинка и есть зеленая машинка без прицепа. У Вити есть
машинка без прицепа и маленькая зеленая с прицепом, а у Коли — большая
машинка и маленькая синяя с прицепом. Машинку какого вида (по цвету,
размеру и наличию прицепа) принесли мальчики в детский сад?
„Реанимация”
- 1.
-
На столе лежат 5 яблок и 4 груши. Сколькими способами можно взять два разных фрукта?
- 2.
-
Пять мальчиков нашли 9 грибов. Докажите, что хотя бы двое из них нашли равное количество грибов.
- 3.
-
У овец и кур вместе 36 голов и 100 ног. Сколько овец?
- 4.
-
У отца 2 яблока и 3 груши. Каждый день в течение 5 дней он выдает сыну
по одному фрукту. Сколькими способами это может быть сделано?
- 5.
-
Какие из приведённых слов имеют ось симметрии: ТОПОТ, СОН, СЕНО, ВЕС, ТОН, ЭХО,
СОСНА, СОК?
- 6.
-
20 фишек выставлены в ряд. Разрешено менять местами две фишки, стоящие
через одну фишку. Можно ли с помощью таких операций переставить все
фишки в обратном порядке?
- 7.
-
Буратино сел в поезд. Проехав половину всего пути, он лёг спать и спал до тех пор, пока не осталось проехать половину того пути, который он проспал. Какую часть всего пути Буратино проехал бодрствующим?
- 8.
-
Среди четырёх людей нет трёх с одинаковым именем, или с одинаковым отчеством, или с одинаковой фамилией, но у каждых двух совпадает или имя, или отчество, или фамилия. Может ли такое быть?
- 9.
-
Лошадь съедает копну сена за 2 суток, корова — за 3, а овца — за 6.За какое время они съедят копну все вместе?
- 10.
-
Замените в записи 645*485* звёздочки цифрами так, чтобы полученное число
делилось на 15.
|