|
|
|
|
|
|
Кружок 8 класса
Руководители Сергей Александрович Дориченко и Степан Львович Кузнецов 2009/2010 учебный год
Занятие 19. Инвариант
- 1.
-
На столе стоят 16 стаканов. Из них 15 стоят правильно, а один перевернут донышком вверх. Разрешается одновременно переворачивать любые четыре стакана. Можно ли, повторяя эту операцию, поставить все стаканы правильно?
- 2.
-
Набор (b1, …, b7) является перестановкой набора целых чисел (a1, …, a7). Докажите, что число (a1 − b1) · … · (a7 − b7) — чётное.
- 3.
-
На доске написаны числа 1, 2, 3, …, 19, 20. Разрешается стереть любые два числа a и b и вместо них написать число a + b + 1. Какое число может остаться на доске после 19 таких операций?
- 4.
-
В таблице 3×3 одна из клеток (угловая) закрашена чёрным цветом, все остальные — белым.
За один ход разрешается поменять цвет всех клеток в какой-либо строке или в каком-либо столбце.
Можно ли за несколько таких ходов добиться того, чтобы все клетки стали белыми?
- 5.
-
На шести ёлках сидят шесть чижей, на каждой ёлке — по чижу. Ёлки растут в ряд с интервалами в 10 метров. Если какой-то чиж перелетает с одной ёлки на другую, то какой-то другой чиж перелетает на столько же метров в противоположном направлении. Могут ли все чижи собраться на одной ёлке? А если чижей и ёлок семь?
- 6.
-
Дно прямоугольной коробки вымощено плитками 1×4 и 2×2. Плитки высыпали из коробки и одна плитка 2×2 потерялась. Её заменили на плитку 1×4. Можно ли теперь замостить дно коробки?
- 7.
-
Разменный автомат меняет одну монету на 5 других. Можно ли с его помощью разменять металлический рубль на 26 монет?
- 8.
-
В вершинах куба расставлены числа: 7 нулей и одна единица. За один ход разрешается прибавить по единице к числам в концах любого ребра куба. Можно ли добиться того, чтобы все числа стали равными? А можно ли добиться того, чтобы все числа делились на 3?
Дополнительные задачи
- 9.
-
На острове Серобуромалин обитают 13 серых, 15 бурых и 17 малиновых хамелеонов. Если встречаются два хамелеона разного цвета, то они одновременно меняют свой цвет на третий. Может ли случиться так, что через некоторое время все хамелеоны будут одного цвета?
- 10.
-
На доске записаны несколько положительных чисел. За один ход разрешается любые два из них, скажем, a и b, заменить на числа a − b/2 и b + a/2. Можно ли через несколько таких ходов получить на доске исходные числа?
- 11.
-
Бумажный треугольник с углами 20°, 20°, 140° разрезается по одной из своих биссектрис на два треугольника, один из которых также разрезается по биссектрисе, и так далее. Может ли после нескольких разрезов получиться треугольник с такими же углами, как у исходного?
|