МАЛЫЙ МЕХМАТ МГУ

Кружок 7 класса

Руководитель Степан Львович Кузнецов
2015/2016 учебный год
Группа А

Занятие 10 (28 ноября 2015 года). Истории с узелками

1.
На человека со связанными руками надет свитер, вывернутый наизнанку. Сможет ли он надеть его правильно, не разрывая его и не развязывая рук?
Ответ. Да, сможет.
Решение. Для начала представьте, что от свитера остался только один рукав.
2.
На рисунке 1 изображен тривиальный узел (то есть не узел вовсе, а просто кольцо из верёвки). На рисунке 2 — узел, который называется «трилистник». А на рисунке 3 — узел «восьмёрка». Эти три узла разные: один нельзя превратить в другой. Для каждого из узлов, изображённых на остальных рисунках, определите, можно ли его превратить в какой-нибудь из этих трёх узлов.
Ответ. а) 2; б) 2; в) 2; г) 1; д) 3; е) 2; ж) 3; з) 2; и) 2; к) 3; л) 1; м) 1; н) 2; о) 3; п) 1; р) 1.
3.
В карандаше сделали небольшой желобок около одного из концов, и взяли веревку, длина которой меньше удвоенного расстояния от желобка до другого конца карандаша. Затем верёвку привязали к карандашу, пропустив верёвку через петлицу пиджака, как показано на рисунке справа. Сможете ли вы, не развязывая веревку, не разрывая ее, не ломая карандаша, снять карандаш с пиджака?
Решение. Карандаш сжимать и гнуть нельзя, зато пиджак можно. Если обвести одну из половинок петли вокруг пиджака, петля снимется.
4.
Двух узников связали друг с другом, как это показано на рисунке. Смогут ли они расцепиться, не развязывая и не разрывая верёвку?
Решение. Возьмём верёвку одного из узников, протянем её изнутри сквозь петлю на одной из рук второго узника, обведём вокруг руки и вытащим с другой стороны руки.
5.
а)
Имеется картина, к которой двумя концами привязана длинная веревка. Требуется повесить её на два вбитых в стену гвоздя так, чтобы при вытаскивании из стены любого гвоздя картина и веревка падали.
б)
А если гвоздей не два, а три?
в)
А если гвоздей четыре?
Решение. Проведём из всех гвоздей лучи вверх. Назовём гвозди буквами. Положение верёвки закодируем словом, которое строится так: если верёвка пересекла луч по часовой стрелке, добавляем букву гвоздя, если верёвка пересекла луч против часовой стрелки, то букву гвоздя в минус первой степени. Для пункта а решение — aba − 1b − 1, для пункта бcaba − 1b − 1c − 1bab − 1a − 1, для пункта вcdc − 1d − 1aba − 1b − 1dcd − 1c − 1bab − 1a − 1.
6.
Соедините три верёвочных кольца так, чтобы при развязывании любого из трёх два оставшихся расцеплялись.

Дополнительные задачи

7.
В очень длинной доске проделали три дырочки и привязали к ней не очень длинную верёвку так, как показано на рисунке. При этом на веревку повесили кольцо. Можно ли переместить кольцо из положения 1 в положение 2, не ломая и не сгибая доску, не распиливая кольцо, не разрывая и не развязывая верёвку?
Решение. Перетащим кольцо вплотную к дырке. Вытянем узел через дырку. Переместим кольцо под двумя петлями. Вернём узел на место. Перетащим кольцо в правое положение.
8.
Марсианское метро на плане имеет вид замкнутой самопересекающейся линии, причём в одной точке может происходить только одно самопересечение. Доказать, что тоннель с таким планом можно прорыть так, что поезд будет проходить попеременно под и над пересекающей линией.
Решение. Покрасим сектора, на которые верёвка разбила плоскость в шахматном порядке. Если на подъезде к перекрёстку справа чёрное поле, то едем сверху, а если белое — то снизу.