Кружок 9-11 классов
Руководители Фируза Исамитдиновна Мамедова и Александра Ефремовна Подгайц 2012/2013 учебный год
Теория вероятностей
Объясним на примере, как решаются простейшие задачи по теории вероятностей.
Пример. Вася бросает игральный кубик. а) С какой вероятностью выпадет пятерка? б) С какой вероятностью на верхней грани выпадет четное число?
Решение. а) Для начала надо понять, какие числа может получить Вася, если бросает кубик. Ясно, что это числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Среди этих чисел пятерка встречается только один раз. Это значит, что, если мы очень много раз будем бросать кубик, то пятерка будет выпадать примерно в 1/6 части из общего количества бросков. Значит, вероятность того, что выпадет пятерка, равна 1/6.
б) Опять же, бросая кубик, Вася может получить 1, 2, 3, 4, 5, 6. Из этих чисел нам подходят 2, 4 и 6. Значит, примерно в 3/6 = 1/2 части от общего количества бросков будут выпадать четные числа. Т.е. с вероятностью 1/2.
В обоих пунктах задачи мы «заставляли» Васю бросать кубик много раз, а потом примерно получать, сколько раз выпадет то, что нужно. Как правило, эту часть решения обычно опускают, предполагая, что мы уже в уме много раз подбросили кубик и все поняли.
А как мы все поняли? Да просто: например, в пункте а) мы увидели, что из шести возможных чисел нам подходит только одно, а в пункте б) — что из шести чисел нам подходят только три. Отсюда и получили вероятности.
- 1.
-
В корзине лежат яблоки разных сортов: 20 красных, 35 жёлтых и 25 зелёных. С какой вероятностью случайно вынутое из корзины яблоко окажется красным?
- 2.
-
Для экзамена по математике есть 30 билетов, в 12 из них встречается вопрос по геометрии. Найдите вероятность того, что в случайно выбранном на экзамене билете школьнику не достанется вопроса по геометрии.
- 3.
-
Пишется наудачу некоторое двузначное число. Какова вероятность того, что сумма цифр этого числа равна 5?
- 4.
-
Игральный кубик бросают 2 раза.
- а)
- Какова вероятность того, что оба раза выпала единица?
- б)
- С какой вероятностью выпавшие числа будут отличаться на 3?
- 5.
-
Симметричную монету бросили 10 раз. Какова вероятность того, что
- а)
- все 10 раз выпал орёл?
- б)
- сначала выпало 5 орлов, а затем 5 решек?
- в)
- выпало 5 орлов и 5 решек (в произвольном порядке)?
- 6.
-
Имеются игральные кубики. Их бросают и подсчитывают сумму выпавших чисел.
- а)
- Какова вероятность того, что на двух кубиках в сумме выпадет 7?
- б)
- Какова вероятность того, что на трёх кубиках в сумме выпадет 16?
- 7.
-
Алеша, Борис, Витя, Гена и Дима нашли в зоопарке монету 1 р. и решили её разыграть. Алеша предложил бросать ее по очереди, в алфавитном порядке, и отдать тому, у кого первого выпадет решка. Если решка не выпадет ни разу, то решено отдать эту монету в какой-то благотворительный фонд. Является ли предложенный Алешей способ справелливым? Должны ли остальные мальчики согласиться с его предложением?
- 8.
-
Случайно встретились 7 человек. Что более вероятно: что все они родились в разные дни недели или хотя бы двое родились в один и тот же день недели?
|