|
|
|
|
|
|
Кружок 7 класса
Руководитель Евгений Александрович Асташов 2013/2014 учебный год
Занятие 19. Инварианты
Инвариант — это величина или свойство, которые не меняются при разрешёных
e
в задаче действиях или одинаковы во всех возможных по условию задачи ситуациях.
Например: чётность, делимость, раскраска, сумма или произведение каких-нибудь чисел.
- 1.
-
Лягушка прыгает вдоль прямой:
- а)
- на 1 см вправо или влево;
- б)
- сначала на 1 см вправо, затем на 3 см вправо или влево, затем на 5 см вправо или влево, и т. д.
Может ли она оказаться в исходной точке после своего 101–го прыжка?
- 2.
-
- а)
- Может ли шахматный слон за миллион ходов попасть с поля А1 на поле А8?
- б)
- Тот же вопрос для шахматного коня.
- 3.
-
На доске написаны числа 1, 2, 3, ..., 20, 21. Можно стереть любые два числа a
и b и записать число
- а)
- a + b;
- б)
- ab;
- в)
- a + b − 2. Какое число получится после 20 таких действий?
- г)
- Можно стереть любые два числа и записать их разность.
Можно ли добиться того, чтобы в результате все числа на доске стали нулями?
- д)
- Вопрос пункта г), если написаны натуральные числа от 1 до 23.
- 4.
-
- а)
- На столе стоят 4 стакана: три стоят правильно, а четвёртый — вверх дном.
Разрешается одновременно перевернуть любые два стакана. Можно ли за несколько таких
операций поставить все стаканы вверх дном?
- б)
- На доске написаны числа 0, 0, 0, 1. За один шаг разрешается прибавлять единицу к
любым двум из них. Можно ли за несколько таких операций сделать все числа равными?
- 5.
-
- а)
- На каждой из клеток доски размером 5 × 5 сидел жук. В полдень каждый жук
переполз на соседнюю по стороне клетку доски. Докажите, что теперь по крайней мере
одна клетка на доске будет свободной.
- б)
- На шахматной доске 5 × 5 расставили 25 шашек — по одной на каждой клетке. Потом
все шашки сняли с доски, но запомнили, на какой клетке стояла каждая. Можно ли ещё
раз расставить шашки на доске таким образом, чтобы каждая шашка стояла на клетке,
соседней (по стороне) с той, на которой она стояла в прошлый раз?
- 6.
-
- а)
- В клетках квадратной таблицы 10 × 10 расставлены цифры. Из цифр каждого столбца
и каждой строки составили 10–значные числа — всего получилось 20 чисел.
Может ли быть, что ровно 19 из них делятся на 3?
- б)
- Петя ввёл в компьютер число 1.
Каждую секунду компьютер прибавляет к числу на экране сумму его цифр. Может ли
через какое-то время на экране появиться число 123456789?
- 7.
-
По кругу стоят натуральные числа от 1 до 6 по порядку. Разрешается к любым трём
подряд идущим числам прибавить по 1 или из любых трёх, стоящих через одно, вычесть 1.
Можно ли с помощью нескольких таких операций сделать все числа равными?
Подсказка: рассмотрите диаметрально противоположные числа.
- 8.
-
В колбу поместили 133 бактерии типа А, 135 бактерий типа В и 137 бактерий типа С.
Если две бактерии разных типов соприкасаются, то они обе меняют свой тип на третий.
Может ли оказаться, что через некоторое время все бактерии в колбе будут одного типа?
Подсказка: подумайте про остатки от деления на 3.
|