|
|
|
|
|
|
Кружок 6 класса
Руководитель Евгений Александрович Асташов 2016/2017 учебный год
Занятие 22 (15 апреля 2017 года). Инвариант
Инвариант — это величина или свойство, которое не меняется при разрешённых в задаче действиях или одинаково во всех возможных по условию задачи ситуациях. Во всех задачах этого занятия нужно найти какой-нибудь инвариант — чётность, раскраску, сумму или произведение каких-нибудь чисел...
- 1.
-
Двое по очереди ломают шоколадку 2017×2017. За ход разрешается сделать прямолинейный разлом любого из кусков вдоль углубления. Проигрывает тот, кто не сможет сделать хода. Кто выиграет в этой игре?
- 2.
-
Дядька Черномор написал на листке бумаги число 20. Тридцать три богатыря передают листок друг другу, и каждый или прибавляет к числу, или отнимает от него единицу. Может ли в результате получиться число 10?
- 3.
-
Может ли шахматный слон за 100 000 ходов попасть с поля А1 на поле А8?
- 4.
-
Рита, Люба и Варя решали задачи. Перед этим они купили конфет и условились, что за каждую решённую задачу девочка, решившая её первой, получает четыре конфеты, решившая второй — две, а решившая последней — одну. Девочки говорят, что каждая из них решила все задачи и получила 20 конфет, но одновременных решений не было. Докажите, что они ошибаются.
- 5.
-
На шахматной доске 5×5 клеток расставили 25 шашек — по одной на каждой клетке. Потом все шашки сняли с доски, но запомнили, на какой клетке стояла каждая. Можно ли ещё раз расставить шашки на доске таким образом, чтобы каждая шашка стояла на клетке, соседней (по стороне) с той, на которой она стояла в прошлый раз?
- 6.
-
На доске написаны натуральные числа: а) от 1 до 2007; б) от 1 до 2017. Разрешается стереть два любых числа и вместо них написать разность. Можно ли за несколько операций добиться того, чтобы на доске остались только нули?
- 7.
-
Петя записал на компьютере число 1. Каждую секунду компьютер прибавляет к числу на экране сумму его цифр. Может ли через какое-то время на экране появиться число 123456789?
- 8.
-
Дана доска 8×8 с шахматной раскраской. а) Разрешается перекрашивать в другой цвет сразу все клетки какой-либо горизонтали или вертикали. Можно ли в итоге получить доску, у которой ровно одна чёрная клетка? б) Разрешается перекрашивать в другой цвет сразу все клетки любого квадрата 2×2. Можно ли в итоге оставить на доске ровно одну чёрную клетку?
- 9.
-
В клетках квадратной таблицы 10×10 расставлены цифры. Из цифр каждого столбца и каждой строки составили 10-значные числа — всего получилось 20 чисел. Может ли быть, что из них ровно 19 делятся на три?
- 10.
-
На столе рубашкой вниз лежит игральная карта. Можно ли, перекатывая её по столу через ребро, вернуть её на прежнее место, но: а) рубашкой вверх; б) рубашкой вниз и вверх ногами?
|