МАЛЫЙ МЕХМАТ МГУ

Кружок 7 класса

Руководитель Варвара Алексеевна Косоротова
2009/2010 учебный год

Занятие 6. Проценты и части

Население приняло активное участие в выборах. На избирательном участке А. проголосовало 102% избирателей…
Из репортажа

1.
а)
На какой коэффициент надо умножить число, чтобы оно возросло на 35%?
б)
На какой коэффициент надо умножить число, чтобы оно уменьшилось на 30%?
в)
Число умножили на 0,74. На сколько процентов и в какую сторону оно изменилось?
г)
Число умножили на 2,74. На сколько процентов и в какую сторону оно изменилось?
Ответ. а) 1,35; б) 0,7; в) уменьшилось на 26%; г) увеличилось на 174%.
Решение. а) 35% числа x – это 0,35x. Если число x увеличить на 35%, получим х + 0,35x + 1,35x. Аналогично рассматривается пункт б. в) 0,74 от числа - это 74% от числа x. Так как 0,74<1, то число уменьшилось на 100%-74%=26%. Аналогично рассматривается пункт г.

Замечание. Решение всех задач на проценты основано как раз на переходе от процентов к долям и обратно. Главное – все время следить, от какой именно величины берется процент или как она изменяется.

2.
В двух бочках было воды поровну. Количество воды в первой бочке вначале уменьшилось на 10%, а затем увеличилось на 10%. Количество воды во второй бочке, наоборот, вначале увеличилось на 10%, а затем уменьшилась на 10%. В какой бочке стало больше воды?
Ответ. В обеих бочках воды по-прежнему поровну.
Решение. Пусть в каждой бочке было по x литров. После уменьшения количества воды на 10% в первой бочке стало 0,9·x литров воды, а после увеличения на 10% (уже от нового объема!) в ней стало 1,1·0,9·x = 0,99·x литров воды. Аналогично, во второй бочке стало сначала 1,1·x литров воды, а затем 0,9·1,1·x = 0,99·x литров воды. Таким образом, в обеих бочках количество воды по-прежнему одинаковое (но меньше прежнего!).
3.
Петя купил две книги. Первая из них на 50% дороже второй. На сколько процентов вторая книга дешевле первой?
Ответ. На 331/3%.
Решение. Пусть первая книга стоит x рублей, а вторая y рублей, тогда x=1,5·y. Отсюда находим, что y=2/3·x, то есть y составляет 2/3·100%=662/3% от числа x. Таким образом, вторая книга дешевле первой на 100% − 662/3%=331/3%.
4.
В 100 г раствора имеется 1% соли. После испарения стало 2% соли. Сколько весит этот 2-процентный раствор соли?
Ответ. 50 г.
Решение. Изначально соль составляет 1%, или 1/100, от 100 г раствора, то есть 1 г. После испарения этот же 1 г составляет 2%, или 1/50, уже от нового количества раствора. Это количество мы найдем, умножив 1 г на 50.
5.
У Буратино было некоторое число монет, на которые он мог купить либо букварь, либо курточку. Вместо этого он закопал их на поле чудес, которое ежемесячно приносило 25% дохода. Через сколько месяцев Буратино сможет купить и букварь, и курточку?
Ответ. Через 4 месяца.
Решение. Пусть у Буратино n монет. Каждый месяц число монет увеличивается на 25%, то есть в 1,25, или 5/4 раза (по сравнению с предыдущим месяцем, а не с самым началом!). Через месяц у него будет 5/4x монет, еще через месяц – уже (5/4)²·x = 25/16·x монет, потом 5/4·25/16·x = 125/64·x, и наконец, через 4 месяца 5/4·125/64·x = 625/256·x > 2x. Теперь у Буратино более чем в два раза больше денег, чем было изначально, и он наконец-то может купить и букварь, и курточку.
6.
Собаки Отгадай и Угадай соревновались в беге. Прыжок Угадая на 30% короче, чем прыжок Отгадая, но зато он успевал за то же время делать на 30% прыжков больше, чем Отгадай. Кто из них победит в соревновании?
Ответ. Отгадай победит.
Решение. Пусть Отгадай прыгает за один прыжок на S, тогда Угадай за один прыжок прыгает на 0,7S. Если Отгадай за отведенное время делает n прыжков, то Угадай за это же время делает 1,3n прыжков. Поэтому за отведенное время Отгадай преодолеет расстояние S·n, а Угадай 0,7S·1,3n = 0,91S·n < S·n. Поэтому Отгадай победит.
7.
Семиклассники решили пойти в поход. Первоначально девочек было 25% от числа всех участников. Но одна девочка не пришла, а вместо неё пришёл один мальчик, и тогда уже число девочек составило только 20% от числа всех участников. Сколько девочек и сколько мальчиков участвовало в походе?
Ответ. 4 девочки и 16 мальчиков.
Решение. Пусть изначально девочек было x человек, значит, всего в поход собиралось 4x человек. А на самом деле в поход пошло x − 1 девочек, а всего было 5·(x − 1) человек. Но общее количество участников похода не изменилось, значит, 4x=5·(x − 1). Отсюда найдем, что x=5. В походе же участвовало x − 1=4 девочки, а всего участников было 5·(x − 1)=20 человек. Тем самым мальчиков было 20 − 4=16 человек.
8.
Буратино предложил купить ириски. На что практичная Мальвина ответила: «Давай лучше купим леденцов. Купить их можно на 50% больше, а заплатить за них придётся больше только на 25%». Во сколько раз леденцы дешевле ирисок?
Ответ. В 6/5 раза.
Решение. Пусть куплено m ирисок или n леденцов. На ириски потрачено p рублей, а на леденцы q рублей. Значит, одна ириска стоит p/m рублей, а один леденец стоит q/n рублей. При этом по условию n=1,5m и 1,25p=q. Перемножая эти два уравнения, получим 1,25pn=1,5mq, откуда qm/pn=1,25:1,5=5/6. Чтобы узнать, во сколько раз леденцы дешевле ирисок, найдем отношение их цен. Это отношение равно q/n:p/m=qm/pn=5/6. Это означает, что цена леденца составляет 5/6 от цены ириски. Ириски, соответственно, стоят в 6/5 раза дороже леденцов, а леденцы во столько же раз дешевле ирисок.
9.
Известно, что среди шестиклассников каждый седьмой — любитель кино, а среди любителей кино каждый пятый — шестиклассник. Кого больше: шестиклассников или любителей кино?
Ответ. Шестиклассников больше.
Решение. На одного шестиклассника-любителя кино приходится 4 «просто любителя кино» и 6 «просто шестиклассников». Значит, шестиклассников больше, чем любителей кино.
10.
Буратино, спасаясь от преследования Дуремара, пробежал уже 1/5 км. Если ему удастся пробежать 40% этого, то до укрытия под мостом останется всего 3/7 того, что он пробежал. Сколько осталось пробежать Буратино?
Ответ. Еще 200 м.
Решение. 40% от 200 м – это 80 м. То есть если Буратино удастся пробежать еще 280 м, то до укрытия останется всего 3/7 от этих 280 метров, то есть 120 м. Значит, Буратино еще предстоит пробежать 80+120=200 м.
11*
В трёх классах выполнялась контрольная работа. Оценки «5», «4», «3», «2» получили соответственно 28%, 35%, 25%, 12% учащихся. Сколько учащихся писали контрольную работу?
Ответ. Скорее всего, 100 (а вообще могло быть и 200, и 5000, и 3000000 – главное, чтобы число делилось на 100).
Решение. Пусть работу писали x учеников. Тогда пятерки получили 7/25·x ребят, четверки 7/20·x, тройки 1/4·x и двойки 3/25·x (см. задачу 1). Чтобы все эти числа были целыми, необходимо, чтобы число x делилось на 25, 20 и 4. Это условие выполняется, когда x делится на 100. Таким образом, ответом к задаче может служить любое число, кратное 100 (0, кстати, тоже). Но в трех классах навряд ли будет намного больше, чем 100 учеников, поэтому наиболее логичный ответ все-таки именно 100, а не 3000 и не 1024000000.
12*
Числитель дроби увеличили на 20%. На сколько процентов надо уменьшить её знаменатель, чтобы в итоге дробь возросла вдвое?
Ответ. На 40%.
Решение. Пусть наша дробь имеет вид m/n. Ее числитель увеличили на 20%, то есть в 1,2 раза. Пусть знаменатель уменьшился в x раз. Тогда 1,2m/x·n=2·m/n, откуда 1,2/x=2, x=0,6. Таким образом, знаменатель надо умножить на 0,6, то есть уменьшить на 40%.