|
Кружок 7 класса
Руководитель Степан Львович Кузнецов 2015/2016 учебный год
Группа ББ (cтарший преподаватель К. Н. Бондаренко)
Занятие 10 (28 ноября 2015 года). Узлы
- 1.
-
На человека со связанными руками надет свитер, вывернутый наизнанку. Сможет ли он надеть его правильно, не разрывая его и не развязывая рук?
Ответ Решение
Решение.
Для начала представьте, что от свитера остался только один рукав.
- 2.
-
На рисунках 1-4 изображены три узла, на рисунках а-г нарисованы те же узлы, но затянутые и в другом порядке. Соотнесите узлы рисунках 1-4 и узлы на рисунках а-г.
Ответ
- 3.
-
Если связать буквы русского алфавита из верёвочек, то некоторые из них можно будет превращать в другие, перемещая узелки и растягивая верёвочки. Например, вот так можно превратить букву Ч в букву Е:
Разбейте все буквы на как можно меньшее число групп так, чтобы любые две буквы из одной группы можно было превратить друг друга.
Ответ
Ответ.
{ Г З И Л М П С }, { Е Т У Ч Ц Ш Э },
{ Б Р Ъ Ь }, { Х }, { А Д Я },
{ Ж }, { Щ К Н },
{ О }, { Ф }, { В }, { Ю }, { Ы },
{ Й }, { Ё }.
(Ответ, вообще говоря, слегка зависит от шрифта,
которым напечатаны буквы.)
- 4.
-
На столе лежит верёвка. Можно ли, взяв один конец верёвки в левую руку, а другой конец --- в правую, завязать на ней простой узел
()
не выпуская концы из рук?
Решение
Решение.
Нужно предварительно сложить руки крест-накрест (как бы
завязать узлом руки), а потом взять концы
верёвки. Узел с рук перенесётся на верёвку.
- 5.
-
На рисунке 1 изображен тривиальный узел (то есть не узел вовсе, а просто кольцо из верёвки).
На рисунке 2 — узел, который называется «трилистник». А на рисунке 3 —
узел «восьмёрка». Эти три узла разные: один нельзя превратить в другой. Для каждого
из узлов, изображённых на остальных рисунках, определите, можно ли его превратить в какой-нибудь
из этих трёх узлов.
Ответ
Ответ.
а) 2; б) 2; в) 2; г) 1; д) 3; е) 2; ж) 3; з) 2;
и) 2; к) 3; л) 1; м) 1; н) 2; о) 3; п) 1; р) 1.
- 6.
-
Двух узников связали друг с другом, как это показано на рисунке. Смогут ли они расцепиться, не развязывая и не разрывая верёвку?
Решение
Решение.
Возьмём верёвку одного из узников, протянем её изнутри сквозь петлю на одной из рук второго узника, обведём вокруг руки и вытащим с другой стороны руки.
Дополнительные задачи
- 6.
-
Соедините три верёвочных кольца так, чтобы при развязывании любого из трёх два оставшихся расцеплялись.
Ответ
- 7.
-
- а)
- Имеется картина, к которой двумя концами привязана длинная веревка. Требуется повесить её на два вбитых в стену гвоздя так, чтобы при вытаскивании из стены любого гвоздя картина и веревка падали.
- б)
- А если гвоздей не два, а три?
Решение
Решение.
Проведём из всех гвоздей лучи вверх. Назовём гвозди буквами.
Положение верёвки закодируем словом, которое строится так: если верёвка
пересекла луч по часовой стрелке, добавляем букву гвоздя, если верёвка
пересекла луч против часовой стрелки, то букву гвоздя в минус первой степени.
Для пункта а решение — aba − 1b − 1, для пункта б
— caba − 1b − 1c − 1bab − 1a − 1.
- 8.
-
В клетке сидят 2 змеи одинаковой толщины, одна — длинная,
другая — короткая. Придумайте такой подземный лаз
из клетки, чтобы
- а)
- короткая змея могла через него выбраться, а длинная — нет;
Ответ
Ответ.
Туннель с самопересечением, например, в форме буквы альфа.
- б)
- длинная змея могла через него выбраться, а короткая — нет.
Ответ
Ответ.
В виде буквы V, чтобы длина второй части была больше длины короткой
змеи.
|