МАЛЫЙ МЕХМАТ МГУ

Кружок 7 класса

Руководитель Степан Львович Кузнецов
2015/2016 учебный год
Группа ББ (cтарший преподаватель К. Н. Бондаренко)

Занятие 10 (28 ноября 2015 года). Узлы

1.
На человека со связанными руками надет свитер, вывернутый наизнанку. Сможет ли он надеть его правильно, не разрывая его и не развязывая рук?
Ответ. Да, сможет.
Решение. Для начала представьте, что от свитера остался только один рукав.
2.
На рисунках 1-4 изображены три узла, на рисунках а-г нарисованы те же узлы, но затянутые и в другом порядке. Соотнесите узлы рисунках 1-4 и узлы на рисунках а-г.
Ответ. 1-в, 2-а, 3-г, 4-б.
3.
Если связать буквы русского алфавита из верёвочек, то некоторые из них можно будет превращать в другие, перемещая узелки и растягивая верёвочки. Например, вот так можно превратить букву Ч в букву Е:
Разбейте все буквы на как можно меньшее число групп так, чтобы любые две буквы из одной группы можно было превратить друг друга.
Ответ. { Г З И Л М П С }, { Е Т У Ч Ц Ш Э }, { Б Р Ъ Ь }, { Х }, { А Д Я }, { Ж }, { Щ К Н }, { О }, { Ф }, { В }, { Ю }, { Ы }, { Й }, { Ё }. (Ответ, вообще говоря, слегка зависит от шрифта, которым напечатаны буквы.)
4.
На столе лежит верёвка. Можно ли, взяв один конец верёвки в левую руку, а другой конец --- в правую, завязать на ней простой узел () не выпуская концы из рук?
Решение. Нужно предварительно сложить руки крест-накрест (как бы завязать узлом руки), а потом взять концы верёвки. Узел с рук перенесётся на верёвку.
5.
На рисунке 1 изображен тривиальный узел (то есть не узел вовсе, а просто кольцо из верёвки). На рисунке 2 — узел, который называется «трилистник». А на рисунке 3 — узел «восьмёрка». Эти три узла разные: один нельзя превратить в другой. Для каждого из узлов, изображённых на остальных рисунках, определите, можно ли его превратить в какой-нибудь из этих трёх узлов.
Ответ. а) 2; б) 2; в) 2; г) 1; д) 3; е) 2; ж) 3; з) 2; и) 2; к) 3; л) 1; м) 1; н) 2; о) 3; п) 1; р) 1.
6.
Двух узников связали друг с другом, как это показано на рисунке. Смогут ли они расцепиться, не развязывая и не разрывая верёвку?
Решение. Возьмём верёвку одного из узников, протянем её изнутри сквозь петлю на одной из рук второго узника, обведём вокруг руки и вытащим с другой стороны руки.

Дополнительные задачи

6.
Соедините три верёвочных кольца так, чтобы при развязывании любого из трёх два оставшихся расцеплялись.
7.
а)
Имеется картина, к которой двумя концами привязана длинная веревка. Требуется повесить её на два вбитых в стену гвоздя так, чтобы при вытаскивании из стены любого гвоздя картина и веревка падали.
б)
А если гвоздей не два, а три?
Решение. Проведём из всех гвоздей лучи вверх. Назовём гвозди буквами. Положение верёвки закодируем словом, которое строится так: если верёвка пересекла луч по часовой стрелке, добавляем букву гвоздя, если верёвка пересекла луч против часовой стрелки, то букву гвоздя в минус первой степени. Для пункта а решение — aba − 1b − 1, для пункта бcaba − 1b − 1c − 1bab − 1a − 1.
8.
В клетке сидят 2 змеи одинаковой толщины, одна — длинная, другая — короткая. Придумайте такой подземный лаз из клетки, чтобы
а)
короткая змея могла через него выбраться, а длинная — нет;
Ответ. Туннель с самопересечением, например, в форме буквы альфа.
б)
длинная змея могла через него выбраться, а короткая — нет.
Ответ. В виде буквы V, чтобы длина второй части была больше длины короткой змеи.