|
Кружок 8 класса
Руководитель Варвара Алексеевна Косоротова 2010/2011 учебный год
Занятие 5. Движение
При решении задач на движение лучше всего сразу обозначить все неизвестные величины переменными и
записать условие при помощи уравнений. Помочь в этом может схема движения (пример ее составления
приведен в решении задачи 5).
Единственная формула, которая может понадобиться при составлении уравнений, — это определение скорости
V = S/t (V — скорость, S — пройденный путь,
t — время), а также получающиеся из него формулы S = V·t
и t = S/V.
Следите за тем, чтобы все величины были выражены в одной системе
единиц измерения. Если расстояния измеряются в метрах, а время в секундах, то скорость должна измеряться в метрах
в секунду. Если же расстояния измеряются в километрах, а время в часах, то скорость должна измеряться в
километрах в час. При составлении уравнений проверяйте, что в левой и правой частях стоят величины, измеряемые
в одних и тех же единицах (чтобы не приравнивать, скажем, секунды и километры). При переводе величин из одной
системы единиц в другую полезно помнить, что 10 м/с = 36 км/ч (проверьте это самостоятельно).
- 1.
-
Водитель машрутки знает: чтобы успеть доехать из Москвы в аэропорт «Шереметьево–2», не отстав от
расписания, он должен ехать без остановок со скоростью 50 км/ч. Но поскольку на первой половине пути он попал
в пробку, ему пришлось ехать со
скоростью 25 км/ч. Однако на второй половине пути движение было свободное, и ему удалось проехать её со скоростью
100 км/ч. Успел ли он вовремя?
Ответ Решение
Решение.
Пусть расстояние от Москвы до аэропорта равно S км. По расписанию водитель должен проезжать это расстояние за время
S/ 50 часов. В действительности же первую половину пути он проехал за S⁄2/ 25 часов. Заметим,
что S⁄2/ 25= S/ 50. А значит, все отведенное для поездки время водитель потратил на преодоление
только первой половины пути, и ему никак не успеть вовремя.
- 2.
-
Обычно Вася ездит от дома до школы и обратно на автобусе, но сегодня вечером родители решили забрать его из
школы на машине (машина едет той же дорогой, что и автобус), и Вася заметил, что за весь день он потратил на
дорогу в полтора раза меньше времени, чем обычно. Во сколько раз автобус медленнее машины?
Ответ Решение
Решение.
Пусть расстояние от дома Васи до школы равно S км, скорость автобуса равна u км/ч, а скорость
автомобиля равна
v км/ч. Обычно Вася тратит на дорогу в обе стороны 2S/ u часов. Сегодня же он потратил на
дорогу в школу
S/ u часов, а на дорогу домой S/ v часов. Общее же время в пути оказалось в полтора раза меньше,
чем обычно. Это позволяет нам составить уравнение:
2·S |
= |
1,5· |
( |
S |
+ |
S |
) |
. |
u |
u |
v |
Раскрывая скобки в левой части уравнения и деля обе части уравнения на S
(расстояние от дома до школы предполагается ненулевым), получим:
2·S |
= |
1,5·S |
+ |
1,5·S |
⇒ |
2 |
= |
1,5 |
+ |
1,5 |
⇒ |
0,5 |
= |
1,5 |
⇒ |
v |
= |
1,5 |
= |
3 |
. |
u |
u |
v |
u |
u |
v |
u |
v |
u |
0,5 |
- 3.
-
Петя выходит из дома в школу в восемь утра, а возвращается в половине третьего днем. Всю дорогу он идет
пешком без остановок, причем в горку он идет со скоростью 3 км/ч, под горку — 6 км/ч, а по ровным
участкам — 4 км/ч. Каково расстояние от его дома до школы, если занятия в школе длятся шесть часов?
Ответ Решение
Решение.
Пусть общая длина ровных участков равна x км, общая длина подъемов равна y км, а общая длина
спусков равна z км. Тогда на дорогу в школу Петя тратит x/ 4 + y/ 3 + z/ 6 часов.
На обратном пути подъемы и спуски меняются ролями, поэтому обратный путь занимает у Пети
x/ 4 + y/ 6 + z/ 3 часов. Всего Петя отсутствует дома с 8:00 до 14:30, то есть шесть с
половиной часов, из которых шесть он проводит на занятиях в школе. Значит, на дорогу в школу и из школы он
в общей сложности тратит остальные полчаса. Составим уравнение:
( |
x |
+ |
y |
+ |
z |
) |
+ |
( |
x |
+ |
y |
+ |
z |
) |
= |
0,5 |
. |
4 |
3 |
6 |
4 |
6 |
3 |
Из одного только этого уравнения мы, конечно, не сможем найти x, y и z,
но это и не требуется: нас ведь спрашивают только о длине всего пути, а она равна
x + y + z. Эту величину из уравнения несложно выразить. Для этого в левой части
надо раскрыть
(точнее, просто убрать) скобки и привести все слагаемые к общему знаменателю. После приведения подобных в
числителе и сокращения дроби получим ( x + y + z)/2 = 0,5.
А отсюда получим
x + y + z = 1 (км).
- 4.
-
Коля, сбегая вниз по спускающемуся эскалатору метро, насчитал 100 ступенек, а Ваня, который бежал вниз
с такой же скоростью по поднимающемуся эскалатору, насчитал 300 ступенек. Сколько ступенек в видимой части
эскалатора?
Ответ Решение
Решение.
Обозначим количество ступенек в видимой части эскалатора за n, скорость бега мальчиков за u
ступенек в секунду, а
скорость движения эскалатора за v ступенек в секунду (столько ступенек в секунду уезжают в невидимую
часть эскалатора).
За время, которое Коля тратит на спуск по эскалатору, то есть делает 100 шагов, эскалатор перемещается на
оставшиеся n - 100 ступенек. Время, за которое это происходит, можно подсчитать двумя способами:
100/u = (n - 100)/v. Аналогично вычислим время, за которое Ваня спускается по
поднимающемуся эскалатору: 300/u = (300 - n)/v (обратите внимание: Ваня, идя
«навстречу» эскалатору, сделал
больше шагов, чем ступенек в видимой части эскалатора, поэтому эскалатор за это время сдвинулся на
(300 - n), а не на (n - 300) ступенек).
Из системы двух полученных таким образом уравнений надо найти n. Из первого уравнения получаем
100v = u·(n - 100), а из второго
300v = u·(300 - n). Подставим первое из этих выражений в левую часть
второго, получим 3u·(n - 100) = u·(300 - n). Сократив
обе части на u (скорость бега мальчиков, разумеется, положительна и, в частности, отлична от нуля,
поэтому такое преобразование законно), получим уравнение на n, из которого легко найти, что
n = 150.
- 5.
-
Речной трамвайчик тратит на дорогу от причала «Воробьевы горы» до причала
«Парк им. Горького» в полтора раза меньше времени, чем он тратит, плывя с той же
скоростью в обратном направлении. Однажды на пути от причала «Парк им. Горького» у него
заглох двигатель, который смогли завести только через 20 минут. На сколько минут он опоздал на
«Воробьевы горы»?
Ответ Решение
Решение.
Обозначим за u собственную скорость речного трамвайчика, за v скорость течения,
за S расстояние между двумя причалами, за t время между отходом от причала
«Парк им. Горького» и поломкой, за L расстояние от места починки до причала
«Воробьевы горы» (см. схему движения). При этом все расстояния будем выражать в километрах, все
скорости — в километрах в час, а время будем измерять в часах.
На дорогу вниз по течению трамвайчик тратит S/(u + v) часов, тогда как на дорогу
вверх по течению он тратит S/(u - v) часов. Тогда первое предложение условия
дает нам уравнение: 1,5·S/(u + v) =S/(u - v).
До поломки трамвайчик проплыл (u - v)·t км вверх по течению. После поломки его 20
минут (то есть 1/3 часа) несло вниз по течению, и унесло его за это время на v/3 км. В момент, когда
двигатель удалось снова завести, трамвайчик находился на расстоянии S - L от причала
«Парк им. Горького». Отсюда получаем второе уравнение:
S - L = (u - v)·t - v/3.
(Будет легче понять, откуда берется это уравнение, если посмотреть на приведенную выше схему движения.)
Из двух уравнений, полученных выше, надо выразить разницу между реальным и запланированным временем движения
трамвайчика от «Парка им. Горького» до «Воробьевых гор». Запланированное время, как было
отмечено выше, равно S/(u - v) часов. Реальное время складывается из времени
движения вверх по течению до поломки, времени движения вниз по течению после поломки и времени движения вверх
по течению после починки. Проверьте самостоятельно, что разность этих времен равна
t + 1/3 + L/(u - v) - S/(u - v)
часов.
Из первого уравнения найдем, что u = 5v (убедитесь в этом сами). Теперь поделим обе части
второго уравнения на (u - v). Получим
S - L |
= t - |
v |
= t - |
v |
= t - |
1 |
u - v |
3·(u - v) |
3·4v |
12 |
Заметим, что интересующую нас разность можно записать в виде
Подставив значение последнего слагаемого, полученное выше, получим, что интересующая нас разность равна
t + 1/3 - t + 1/12 = 5/12 (часа) = 25 (минут).
- 6.
-
Моторная лодка и катер состязаются в скорости на реке. При движении по течению катер затратил на всю
дистанцию в полтора раза меньше времени, чем лодка, при этом лодка каждый час отставала от него на 8 км.
А когда они плыли против течения, лодка затратила на ту же дистанцию в 2 раза больше времени, чем катер.
Каковы скорости катера и моторной лодки?
Ответ Решение
Ответ.
Скорость катера 20 км/ч, скорость лодки 12 км/ч.
Решение.
Пусть собственная скорость катера равна u км/ч, собственная скорость катера равна v км/ч,
скорость течения равна w км/ч, а длина дистанции равна S км. Тогда можно составить систему
уравнений:
1,5S/(u + w) = S/(v + w),
1·(u - v) = 8,
2S/(u - w) = S/(v - w)
(второе уравнение получается из того соображения, что скорость отставания лодки от катера равна
(u - v)). Первое и третье уравнения системы можно поделить на S, тогда эта
переменная в систему входить вообще не будет.
Теперь у нас есть система из трех уравнений с тремя неизвестными.
Ее можно решать, например, так. Из второго уравнения u = v + 8. Подставив это в первое
уравнение, получим v + w = 16 (проверьте!), откуда w = 16 - v.
Подставляя полученные выражения для u и w в третье уравнение, найдем, что
v = 12 (км/ч) — скорость моторной лодки.
А тогда u = v + 8 = 20 (км/ч) — скорость катера.
- 7.
-
Катер плывет вверх по реке. Проплывая под мостом, он потерял спасательный круг. Через 10 минут
экипаж обнаружил потерю и развернул катер. Какова скорость течения реки, если круг они догнали в одном
километре от моста?
Ответ Решение
Решение.
Обозначим собственную скорость катера за u, скорость течения — за w, а расстояние,
пройденное катером после разворота, — за S. Расстояние S равно сумме расстояния,
пройденного катером до разворота, и одного километра, который проплыл круг от моста. Отсюда получим первое
уравнение:
S = (1/6)·(u - w) + 1.
Время, прошедшее от потери круга до его
обнаружения, равно 1/w (это время, в течение которого круг проплыл по течению 1 км). В то же время оно
складывается из 10 минут (т. е. 1/6 ч) , которые катер плыл до разворота, и времени его движения вниз по течению
после разворота. Таким образом, получаем второе уравнение:
1/w = 1/6 + S/(u + w).
Из системы двух полученных уравнений надо найти значение w. Например, это можно сделать, подставляя
выражение для S из первого уравнения во второе и решая полученное уравнение относительно w
(все слагаемые, содержащие u, при этом сократятся). Проделайте это самостоятельно и убедитесь, что
w = 3.
Чтобы лучше разобраться в приведенном решении, нарисуйте схему движения к этой задаче по аналогии с тем, как это
сделано при решении задачи 5.
|