|
Кружок 9-11 классов
Руководители Андрей Леонидович Канунников и Степан Львович Кузнецов 2009/2010 учебный год
Тема 1. Инвариант
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
- 1.
-
На столе стоят 16 стаканов. Из них 15 стоят правильно, а один перевернут донышком вверх. Разрешается одновременно переворачивать любые четыре стакана. Можно ли, повторяя эту операцию, поставить все стаканы правильно?
- 2.
-
Набор (b1, …, b7) является перестановкой набора целых чисел
(a1, …, a7). Докажите, что число (a1 − b1) · … · (a7 − b7) — чётное.
- 3.
-
На шести ёлках сидят шесть чижей, на каждой ёлке — по чижу. Ёлки растут в ряд с интервалами в 10 метров. Если какой-то чиж перелетает с одной ёлки на другую, то какой-то другой чиж перелетает на столько же метров в противоположном направлении. Могут ли все чижи собраться на одной ёлке? А если чижей и ёлок семь?
- 4.
-
На столе рубашкой вниз лежит игральная карта. Можно ли, перекатывая ее по столу через ребро, добиться того, чтобы она оказалась на прежнем месте, но а) рубашкой вверх; б) рубашкой вниз и вверх ногами?
- 5.
-
Дно прямоугольной коробки вымощено плитками 1×4 и 2×2. Плитки высыпали из коробки и одна плитка 2×2 потерялась. Ее заменили на плитку 1×4. Можно ли теперь замостить дно коробки?
- 6.
-
На шахматной доске стоят 8 ладей, не бьющих друг друга. Докажите, что количество ладей, стоящих на чёрных полях, чётно.
- 7.
-
На острове Серобуромалин обитают 13 серых, 15 бурых и 17 малиновых хамелеонов. Если встречаются два хамелеона разного цвета, то они одновременно меняют свой цвет на третий. Может ли случиться так, что через некоторое время все хамелеоны будут одного цвета?
- 8.
-
На столе лежит куча из 1001 камня. Ход состоит в том, что из какой-либо кучи, содержащей более одного камня, выкидывают камень, а затем одну из куч делят на две. Можно ли через несколько ходов оставить на столе только кучки, состоящие из трех камней?
- 9.
-
На доске написано число 82009. У него вычисляется сумма цифр. У полученного числа вновь вычисляется сумма цифр, и т. д., до тех пор, пока не получится однозначное число. Что это за число?
- 10.
-
На доске записаны несколько положительных чисел. За один ход разрешается любые два из них, скажем, a и b, заменить на числа a − b/2 и b + a/2. Можно ли через несколько таких ходов получить на доске исходные числа?
- 11.
-
Бумажный треугольник с углами 20°, 20°, 140° разрезается по одной из своих биссектрис на два треугольника, один из которых также разрезается по биссектрисе, и так далее. Может ли после нескольких разрезов получиться треугольник, подобный исходному?
|