|
|
|
|
|
|
Листок 3. Комбинаторика
1. |
В классе учатся 20 человек. Сколькими способами из них можно
выбрать двоих школьников: старосту и ответственного за проездные билеты?
А просто двоих школьников?
|
2. |
Сколько разных слов (не только осмысленных) можно получить,
переставляя буквы в словах а) РОК; б) КУРОК; в) КОЛОБОК;
г) АА...АББ...Б (a букв А и b букв Б);
д) б1б1...б1б2б2...б2 ... ... бmбm...бm (k1 букв б1,
k2 букв б2, ..., km букв бm).
|
3. |
а) Сколькими способами можно выбрать трёх дежурных в классе
из 20 человек?
б) А сколькими способами можно выбрать старосту, его помощника
и трёх дежурных?
|
Определение 1. Числом сочетаний из n элементов по k называется количество
способов выбрать k предметов из n различных предметов.
Обозначение: Cnk (читается «це из n по k»).
|
4. |
Докажите, что а) Cnk=Cnn-k;
б) Cn+1k=Cnk+Cnk-1.
|
5. |
Найдите формулу для Cnk.
|
6. |
а) На рисунке изображен план города
(линии — это улицы, пересечения линий — перекрестки).
На улицах введено одностороннее движение: можно
ехать только «вверх» или «вправо». Сколько разных
маршрутов ведёт из точки A в точку B?
б) Сколько из этих маршрутов не проходят через отмеченную на плане
точку внутри города?
|
7. |
Сколькими способами можно рассадить класс,
если пришло 27 человек, а мест 30?
|
8. |
Сколькими способами можно высадить в ряд 3 груши и 4 яблони?
|
Определение 2. Треугольником Паскаля называют числовой треугольник,
изображенный на рисунке (по краям треугольника стоят единицы,
а каждое из остальных чисел равно сумме двух, стоящих справа
и слева над ним).
| | | | | 1 | | | | |
| | | | | 1 | | 1 | | | |
| | | | 1 | | 2 | | 1 | | |
| | | 1 | | 3 | | 3 | | 1 | |
| | 1 | | 4 | | 6 | | 4 | | 1 |
| . | | . | | . | | . | | . | | .
|
|
9. |
На рисунке выписаны первые 5 строк треугольника Паскаля.
Напишите следующие 5 строк.
|
10. |
Докажите, что k-ое число n-ой строки равно Cnk
(строки нумеруются сверху вниз, начиная с нуля,
а числа в строках нумеруются слева направо, также начиная с нуля).
|
11. |
Докажите, что сумма чисел в n-ой строке треугольника Паскаля
равна 2n.
|
12. |
Докажите тождество: Cn1+2Cn2+3Cn3+...+nCnn=n2n–1.
|
13. |
а) Раскройте скобки и приведите подобные в выражениях (a+b)2, (a+b)3, (a+b)4.
б) (Бином Ньютона) Раскроем скобки и приведём подобные в выражении (a+b)n.
Возьмём любое слагаемое. Оно имеет вид C·ak·bn–k (почему?). Докажите, что C=Cnk.
|
14. |
Докажите тождество Cn0–Cn1+Cn2–Cn3+...+(–1)nCnn=0.
|
15. |
Возьмём любое число C в треугольнике Паскаля и сложим все
числа, начиная с него и идя по прямой направо-вверх.
Докажите, что сумма равна числу, стоящему под C справа.
|
16. |
Выведите из задачи 15 формулы для сумм 1+...+n, T1+...+Tn,
П1+...+Пn.
|
17*. |
Как из предыдущей задачи вывести формулы для 12+...+n2, 13+...+n3, ... ?
|
18*. |
В каких строках треугольника Паскаля все числа нечётные?
|
19*. |
Докажите, что Cp0·Cqm+Cp1·Cqm–1+...+Cpm–1·Cq1+Cpm·Cq0=Cp+qm.
| *** |
20. |
а) В НИИ работают 67 человек. Из них
47 знают английский язык, 35 — немецкий, и 23 — оба языка.
Сколько человек в НИИ
не знают ни английского, ни немецкого языков?
б) Пусть кроме этого польский
знают 20 человек, английский и польский — 12, немецкий и
польский — 11, все три языка — 5.
Сколько человек не знают ни одного из этих языков?
в)* (Формула включений и исключений)
Решите задачу в общем случае: имеется m языков,
и для каждого набора языков известно, сколько человек знают все языки
из этого набора.
21. |
В ряд записали 105 единиц, поставив перед каждой знак «+».
Сначала изменили знак на противоположный перед каждой третьей единицей,
затем — перед каждой пятой, а затем — перед
каждой седьмой. Найдите значение полученного выражения.
|
22. |
а) На полке стоят 10 книг. Сколькими способами их можно переставить
так, чтобы ни одна книга не осталась на месте?
б) А если на месте должны остаться ровно 3 книги?
| |
|