МАЛЫЙ МЕХМАТ МГУ

  Цель нашей жизни столь бесспорна,
что зря не мучайся, приятель:
мы сеем будущего зёрна,
а что взойдёт — решит Создатель.
И. Губерман

Первое своё занятие математического кружка я провёл в 1982 году, будучи студентом первого курса мехмата МГУ. Многие мои бывшие кружковцы поступили в МГУ и другие вузы, некоторые успели закончить учёбу, у кого-то даже кончилась аспирантура. Время быстротечно: страна, в которой работает Малый мехмат, успела изменить площадь, название и другие атрибуты (некоторые — более одного раза). На Малом мехмате нет уже никого из тех, с кем я когда-то начинал.

Хотя уровень приносимых из школы знаний на глазах падает, всё ещё есть главное — жадные до знаний школьники, некоторые из которых ездят на занятия не на автобусе и даже не на метро, а на электричке. Не истреблён искренний интерес к науке. И хотя в нескольких математических школах Москвы удаётся изучать математику на более высоком уровне, чем на кружках МММФ (впрочем, к сожалению, таких школ очень мало), энтузиазм Малого мехмата дорогого стоит.

Здесь представлен конспект занятий моего кружка. Тут важно слово «моего»: свобода выбора тем и методики занятий на Малом мехмате довольно велика, другие кружки занимались совсем по-другому. Одно из главных отличий — бóльшая часть времени на моём кружке уходит не на попытки школьников решать задачи, а на обсуждение решений и рассказ о связанных с темой занятия теоремах и понятиях. Как только кто-то решил какую-то из предложенных задач, он выходит к доске. Иногда решение оказывается ошибочным, тогда идёт к доске другой участник кружка, и так далее. (А если в течение долгого времени ничего не получается, то я, отчаявшись дождаться, рассказываю решение сам.)

Два часа в неделю — это очень мало, особенно если учесть, что во время студенческой сессии Малый мехмат не работает. Поэтому основная задача кружка — не научить, а заинтересовать. Рассказ об интересных книгах, журнале «Квант», олимпиадах — важная часть работы МММФ.

Не менее важна домашняя работа — без неё занятия мало чем отличались бы от походов в цирк или зоопарк. И хотя посмотреть на живого математика, оказаться среди умных сверстников и подышать университетским воздухом само по себе полезно, лучше самому научиться решать задачи. Чтобы помочь в этом своему ребенку, некоторые родители даже сидят на задних рядах аудитории 1408 и затем дома обсуждают содержание занятия, пытаются дорешать те задачи, которые мы не успели разобрать.

В течение всего учебного года проходила домашняя олимпиада: школьники на очередном занятии сдавали письменные работы и получали очередную порцию задач. Можно было сдавать задачи не только предыдущего занятия, но и любого более раннего — это давало возможность участникам кружка исправлять свои ошибки.

Занятия проходили по субботам с 16 до 18 часов в аудитории 1408. На каждом занятии присутствовали около 60 школьников.

Вы можете получить zip-файл pdf-версии материалов этого кружка (518 задач, 128 страниц, 665 Кб). Она не содержит многих решений и указаний, имеющихся на сайте. Эту книгу в сентябре 2003 года опубликовало издательство «Посев».

В 2002 году издательство «Просвещение» издало и в 2005 году переиздало мою книгу «Тысяча и одна задача по математике» (208 страниц). Ещё более подробная версия вышла в 2004 году в серии «Библиотечка "Квант"» (288 страниц).

Вы можете получить и zip-архив (1200 Кб) этой части сайта (сохранив файл на своём компьютере, Вы сможете отключить связь и затем, распаковав файл spivak67.zip и загрузив файл spivak67.htm в Internet Explorer, читать материалы этого кружка, даже когда компьютер отключён от интернета).
Вы можете получить и zip-архив сокращённой версии (340 Кб). В этой версии условия задач те же самые, но нет ни ответов, ни указаний, ни решений.

А. Спивак