|
Устная олимпиада
4 апреля 2004 г. в школе № 17 прошла устная олимпиада Малого мехмата для школьников 6 класса. В олимпиаде приняли участие 210 шестиклассников. Мероприятие проводилось совместными усилиями Малого мехмата и школы № 17. В организации и проведении олимпиады были задействованы около 60 студентов мехмата МГУ, свыше 40 учителей и учащихся 17-й школы. Здесь мы публикуем подробный отчёт об олимпиаде.
Как проходила олимпиада
Олимпиада длилась три часа. Сначала школьники получили только задачи первого тура. Школьник, решивший хотя бы одну задачу первого тура, получал задачи второго тура. Школьник, решивший хотя бы одну задачу второго тура, получал задачу третьего тура. Эксперты (около 60 человек) находились в специальных аудиториях. Школьник, решивший задачу, переходил в аудиторию с экспертами и рассказывал решение одному из них, после чего возвращался в свою аудиторию и продолжал решать задачи. На каждую задачу выделялось три попытки рассказа её решения. Каждая неудачная попытка вела к понижению стоимости задачи на 1 балл (задача первого тура оценивалась в 5 баллов, второго — в 10, третьего — в 15). Таким образом, за задачу первого тура, сданную с третьей попытки, начислялись 3 балла. После трёх неудачных попыток за задачу выставлялось ноль баллов. В любой момент олимпиады школьник мог решать и сдавать любые из задач, условия которых у него на данный момент есть. Таким образом, школьник, получивший задачи третьего тура, мог продолжать сдавать задачи первого и второго тура. Итог подводился по сумме баллов.
Условия задач
Первый тур (каждая задача оценивается в 5 баллов)
1. В равенстве ** + *** = **** все цифры заменены звездочками.
Восстановите равенство, если известно, что каждое из трёх чисел не меняется при перестановке его цифр в обратном порядке.
Ответ
Решение
|
|
Решение.
Очевидно, что сумма трёхзначного и двузначного чисел может быть четырёхзначным числом только в случае, если трёхзначное число начинается с девятки, а четырехзначное – с единицы. Таким образом, наше равенство принимает вид ** + 9*9 = 1**1. Теперь посмотрим на последние цифры слагаемых и суммы. Понятно, что единица на конце может возникнуть только если к девятке прибавить два, то есть получается 22 + 9*9 = 1**1. Очевидно также, что сумма равна 1001, так как по условию две цифры между единицами должны быть одинаковы, а число, большее 1100, не может быть получено как сумма трёхзначного и двузначного чисел. Теперь оставшаяся цифра в числе 9*9 определяется однозначно — это семёрка.
| | |
2. Разрежьте фигуру, изображённую на рисунке, на две равные части. (Части должны быть одинаковы не только по площади, но и по форме.)
3. На рисунке изображено родословное дерево одной семьи, родоначальником которой был Иван Фёдорович. Вот все его потомки: Иван Петрович, Иван Сергеевич, Василий Иванович, Василий Петрович, Сергей Николаевич, Николай Иванович, Илья Николаевич, Пётр Иванович. Установите, как звали каждого из потомков Ивана Фёдоровича, изображённых на рисунке.
Ответ
Решение
|
Ответ. 1 — Пётр Иванович, 2 — Василий Иванович, 3 — Василий Петрович, 4 — Иван Петрович, 5 — Николай Иванович, 6 — Сергей Николаевич, 7 — Илья Николаевич, 8 — Иван Сергеевич.
| |
|
Решение. Посмотрим, кем может быть человек номер 1. Вариантов три: его зовут Васлий Иванович, Николай Иванович или Петр Иванович. Людей с отчеством Васильевич в нашем списке нет, а у первого — два сына. Значит, первый — не Василий Иванович. Выясним, может ли он быть Николаем Ивановичем. Если бы это было так, то третий и четвертый – это Сергей Николаевич и Илья Николаевич. Как зовут четвёртого? Конечно, Сергей, потому что людей с отчеством Ильич нет, а у четвертого есть сын. Итак, четвертый — Сергей Николаевич, а поэтому пятый — Иван Сергеевич (единственный с таким отчеством). Значит, шестой и седьмой должны быть Ивановичами. А это невозможно, поскольку по условию есть только три Ивановича, а у нас их получается четыре — первый, второй, шестой и седьмой. Таким образом, первый не может быть Николаем Ивановичем.
Стало быть, первый — Петр Иванович. Петровичей у нас два — Василий Петрович и Иван Петрович. Так как Васильевичей в списке нет, а у четвертого есть сын, то четвертый — Иван Петрович, а пятый — Василий Петрович. Пятый должен быть Ивановичем. А Ивановичей осталось два — Николай и Василий. Но пятый не может быть Василием, так как у него есть сыновья. Значит, пятый — Николай Иванович, а Василий Иванович — второй.
Оставшаяся часть дерева легко восстанавливается из тех же соображений: седьмой — Илья Николаевич, шестой — Сергей Николаевич, восьмой — Илья Сергеевич.
| | |
Второй тур (каждая задача оценивается в 10 баллов)
4. Два лыжника шли друг за другом с одинаковой скоростью 12 км/ч. Начался трудный участок, на котором скорость упала до 8 км/ч. Когда оба лыжника вошли на этот участок, расстояние между ними оказалось на 300 м меньше первоначального. Какое расстояние между лыжниками было вначале?
Ответ
Решение
|
|
Решение. Пусть O — точка, в которой начинается трудный участок. Рассмотрим момент времени, когда в точке О оказался первый лыжник: пусть второй был в этот момент в точке А. А когда второй лыжник достиг точки О, первый переместился в точку В.
Таким образом, за время между этими двумя моментами времени первый лыжник шел по трудному участку и прошел расстояние ОВ, а второй — по легкому, и прошел расстояние АО. Понятно что отношение этих расстояний ОВ:АО=12:8, а разность между ними OB-AO=300.
Таким образом, если AО=8х, ВО=12х, то ВО-АО=4х=300. Отсюда ВО=12х=3·4x=900.
| | |
5. Город называется большим северным, если при сравнении с каждым из остальных городов страны он или больше, или севернее (или и то, и другое). Аналогично определяется малый южный город. В стране все города большие северные. Докажите, что все города в этой стране малые южные.
Решение
|
Решение. Сначала заметим, что два города не могут находиться на одной широте. В самом деле, если города А и В находятся на одной широте, то никакой из них не является более северным, чем другой. А значит, каждый из них должен быть больше другого, что невозможно.
Рассмотрим теперь произвольный город N. Так как он является большим северным, то он должен быть больше, чем любой из более северных городов. Это означает, что при перемещении с севера на юг численность населения городов возрастает (т.е. чем южнее город, тем он больше). Но это и означает, что все города в этой стране являются малыми южными (в самом деле, каждый город меньше любого более южного города и южнее любого более северного).
| |
|
6. В числителе и знаменателе некоторой дроби стояли натуральные числа. Числитель увеличили на 4, а знаменатель на 2004. Могло ли при этом значение дроби увеличиться?
Ответ
Указание Решение
|
|
Указание. Изменение значения дроби зависит не от того, НА СКОЛЬКО увеличили числитель и знаменатель, а от того, ВО СКОЛЬКО РАЗ их увеличили. Если числитель увеличили в большее число раз, чем знаменатель, то значение дроби увеличится.
| |
|
Решение. Главная мысль изложена в указании. Для завершения решения достаточно указать такую дробь. Подойдёт, например, 1/2004. При увеличении числителя на 4 числитель увеличивается в 5 раз, а при увеличении знаменателя на 2004 знаменатель увеличивается всего вдвое:
(1 + 4)/(2004 + 2004) = 5/(2·2004) = (5/2) · (1/2004) = 2,5 · (1/2004) > 1/2004.
| | |
Третий тур (каждая задача оценивается в 15 баллов)
7. В Главном здании МГУ очень много лифтов. Лифт называют переполненным, если в нём не менее 20 пассажиров. Пассажира называют упитанным, если он занимает более 1/5 лифта; в противном случае пассажира называют тощим. В некоторый момент времени оказалось, что половина всех лифтов в Главном здании МГУ переполнена. Докажите, что не менее двух третьих всех пассажиров тощие.
Наводящие вопросы
Решение
|
Наводящие вопросы. Пусть в Главном здании МГУ n лифтов. Какое наибольшее количество упитанных пассажиров может в них ехать? А наименьшее количество тощих?
| |
|
Решение. Так как упитанный пассажир занимает более 1/5 лифта, то в одном лифте не могут поместиться более чем четыре упитанных пассажира. Пусть в Главном здании n лифтов. Тогда всего упитанных пассажиров не больше, чем 4n. Так как n/2 лифтов переполнены, а упитанных пассажиров в каждом из них не больше четырёх, то не менее чем 16 пассажиров в каждом переполненном лифте тощие. Итак, тощих пассажиров не меньше, чем n/2·16=8n.
Если бы упитанных пассажиров было ровно 4n, а тощих — ровно 8n, то тощие составляли бы ровно 2/3 от числа всех пассажиров. Если же число упитанных пассажиров меньше 4n или тощих — больше 8n, то доля тощих пассажиров от этого лишь увилчивается.
| |
|
8. В предлагаемой шифровке каждой цифре или знаку «+», «–», «=» соответствует один значок. В каждой строчке зашифровано верное равенство вида a + b = c, или a – b = c, или a = b + c, или a = b – c. Определите, какой цифре или знаку соответствует каждый из значков.
Ответ |
Ответ.
863 = 973 – 110
923 + 89 = 1012
7203 = 7199 + 4
1044 – 89 = 955
| |
|
9. На столе лежит по одной монете достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 20 и 50 копеек, а в кассе имеется неограниченный запас монет всех видов. За один ход разрешается взять любую монету со стола, разменять ее на более мелкие и их положить на стол. Играют двое. Проигрывает тот, кто не сможет сделать ход. У кого из игроков есть выигрышная стратегия (то есть способ играть, при котором он будет всегда побеждать, как бы ни сопротивлялся противник)?
Указание
Решение
|
Указание. Поставьте себя на место первого игрока и попытайтесь свести игру к симметричной.
| |
|
Решение. Побеждает первый. Для этого ему достаточно своим первым ходом разменять монету в 50 копеек на монеты в 20, 10, 5, 3, 2 копейки и на 10 однокопеечных монет. Однокопеечные монеты дальше разменивать невозможно, поэтому их количество на столе не имеет значения. Все же остальные монеты мысленно разобьем на две абсолютно одинаковые группы — в каждой группе по одной монете достоинством 2, 3, 5, 10 и 20 копеек. Второй игрок своим ходом вынужден будет разменять одну из этих монет на более мелкие. После этого первый восстановит «равновесие», разменяв точно так же такую же монету из другой группы. После его хода опять получились две одинаковые группы монет. Второй игрок снова нарушает это «равновесие», а первый снова его восстанавливает. Таким образом, видно, что первый игрок всегда сможет сделать ход (если перед этим ход удалось сделать второму).
| |
|
Статистика
Количество участников, решивших задачи |
Номер задачи | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Всего решивших | 181 | 166 | 176 | 80 | 116 | 88 | 34 | 23 | 6 |
С первой попытки | 151 | 162 | 152 | 63 | 65 | 40 | 29 | 23 | 3 |
Со второй попытки | 26 | 4 | 19 | 12 | 38 | 33 | 5 | 0 | 0 |
С третьей попытки | 4 | 0 | 5 | 5 | 13 | 15 | 0 | 0 | 3 |
Распределение школьников по числу решенных задач |
Количество решенных задач | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Количество школьников | 0 | 7 | 27 | 40 | 54 | 35 | 22 | 20 | 2 | 2 |
На приведённой ниже диаграмме по горизонтали отложены баллы, по вертикали – количество участников, набравших столько баллов. Диплом первой степени присуждался школьникам, набравшим не менее 74 баллов (4 участника), диплом второй степени – от 59 до 65 баллов (14 участников), диплом третьей степени – от 44 до 57 баллов (25 участников), похвальная грамота – от 27 до 43 баллов (52 участника). Каждый пришедший на олимпиаду школьник решил хотя бы одну задачу, при этом все 9 задач решил лишь один участник (ему была предложена дополнительная задача, которую он тоже решил).
Победители и призеры олимпиады
Диплом первой степени и спецпремия за наилучший результат
Фамилия, имя | школа |
Савчик Алексей | Наследник |
Дипломы первой степени
Фамилия, имя | школа |
Асавкин Дмитрий | 365 |
Борисов Михаил | 1195 |
Клименко Артур | им. Попова |
Дипломы второй степени
Фамилия, имя | школа |
Акопян Эмма | 1543 |
Берсенёв Никита | 8 |
Беседина Ангелина | 1101 |
Бодров Андрей | |
Волочков Антон | 17 г.Химки |
Екенина Анастасия | 1543 |
Емельяненко Кирилл | 91 |
|
Фамилия, имя | школа |
Завалин Михаил | 1508 |
Клиндухов Дмитрий | 728 |
Козлов Сергей | 1200 |
Кузнецов Данил | 1526 |
Нафиков Тимур | 1243 |
Титов Кирилл | 1741 |
Федына Максим | 1222 |
|
Дипломы третьей степени
Фамилия, имя | школа |
Авдуханов Руслан | 520 |
Аквилев Андрей | 117 |
Арзиани Марина | 1188 |
Богатый Антон | Интеллектуал |
Бронников Денис | 1954 |
Буланкина Вера | 25, г.Владимир |
Горбунов Василий | 446 |
Гришин Николай | 1167 |
Данилин Максим | 10, г.Одинцово |
Егоров Артем | 1134 |
Казарновская Ева | 57 |
Колдаева Мария | 1115 |
Комиссаров Дмитрий | 818 |
|
Фамилия, имя | школа |
Кондратьева Кира | Интеллектуал |
Медведев Евгений | 1286 |
Наумов Владислав | Интеллектуал |
Паламарчук Игорь | 1101 |
Поздняков Константин | 1543 |
Пушкин Даниил | 57 |
Рухович Филипп | муз.им.Гнесиных |
Сафронов Никита | 1018 |
Тихонов Глеб | 1208 |
Толкачев Павел | НОУ "Юджин-центр" |
Толмачев Лев | 1543 |
Яговцев Дмитрий | 4 |
|
Похвальные грамоты
Фамилия, имя | школа |
Авилова Евгения | 539 |
Алексашин Степан | 1741 |
Алексеев Иван | 1543 |
Ахметшина Марина | им. Попова |
Барышников Станислав | 444 |
Бобина Яна | 1068 |
Васильев Денис | 311 |
Веревкин Яков | 55 |
Волжин Илья | 223 |
Воронцов Владимир | 1544 |
Гаргянц Александр | 113 |
Груздев Александр | 1513 |
Гулькин Дмитрий | 1134 |
Егорова Яна | 183 |
Екатеринушкина Анна | 1225 |
Заплетин Андрей | 7 |
Ильиных Дмитрий | 1048 |
Колосова Света | 922 |
Корн Алексей | 1206 |
Куклева Екатерина | 25 |
Кунин Валентин | 444 |
Кутянин Артём | 4 |
Лучич Елена | 158 |
Марков Пётр | 1257 |
Мартишин Алексей | 1230 |
Махонина Яна | 1513 |
|
Фамилия, имя | школа |
Микаелян Екатерина | 1840 |
Морозова Дарья | 1294 |
Неструев Богдан | 446 |
Нефёдова Ника | 1924 |
Нечипоренко Александр | 57 |
Новикова Александра | 317 |
Обухова Аня | 654 |
Орлов Арсений | 1567 |
Палазник Николай | 789 |
Панов Петр | 1257 |
Саввичев Павел | 1527 |
Самойлова Анна | 17 |
Таву Конг | 1218 |
Таранникова Екатерина | 1071 |
Татаринцев Алексей | 1543 |
Терпенев Игорь | 1944 |
Тимошенко Лев | 91 |
Ткачук Александр | 1191 |
Феофилактов Игорь | 1543 |
Филинкова Анна | 91 |
Фролов Артём | 1291 |
Хохлов Виктор | 446 |
Чернова Софья | 1257 |
Шевелёв Олег | 1954 |
Шишканов Никита | 1530 |
Шкроботько Наташа | 4 |
|
Фотографии
|
|
Идет олимпиада. Эксперты слушают решения школьников. |
|
|
|
Одна из экспертных комиссий во главе с Евгением Черепановым |
|
|
Идет разбор задач. |
Актовый зал полон. |
|
|
Победители олимпиады – обладатели дипломов I степени |
Дипломы второй степени получили 14 школьников |
|
|
Школьники, награжденные дипломом III степени |
Обладатели похвальных грамот |
|
|
Председатель оргкомитета олимпиады – Елена Анатольевна Чернышёва |
Наталья Владимировна Лавренчук – заместитель директора школы №17 |
|
|
Учителя получают последние инструкции |
Старшеклассники школы №17 выглядели в этот день особенно торжественно. Вместе с учителями они активно участвовали в подготовке и проведении олимпиады. |
Малый мехмат МГУ выражает глубокую признательность коллективу учителей и старшеклассников школы №17, администрации школы в лице директора Александра Николаевича Афанасьева и заместителя директора Натальи Владимировны Лавренчук, взявших на себя большую долю работы по подготовке и проведению олимпиады, студентам и аспирантам МГУ, работавшим в этот день в экспертных комиссиях, всем, благодаря кому праздник состоялся.
|
|